Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Центробанк зафиксировал рост неплатежей в экономике и ухудшение финансового положения компаний

ЦБ не видит в финансовых трудностях компаний ничего страшного
ЦБ не видит в финансовых трудностях компаний ничего страшного Сергей Савостьянов / ТАСС

Финансовое положение компаний ухудшается, но «в целом» они пока держатся – примерно так смотрят на результаты своей политики руководители Центробанка, следует из опубликованного резюме обсуждения ключевой ставки 24 октября.

Они отметили, что «удлинились сроки оборачиваемости дебиторской задолженности, повысилась доля просроченной дебиторской задолженности». Это означает рост взаимных неплатежей между компаниями.

ЦБ не приводит цифр. В опубликованном спустя пять дней после обсуждения докладе Росстата о социально-экономическом положении говорится, что на конец августа просроченную дебиторскую задолженность имели 17,3 тыс. компаний, а ее размер составлял 7,5 трлн руб., в том числе 5,1 триллиона приходились на покупателей. На начало года таких компаний было 16,5 тыс. (рост на 4,4%), из задолженность составляла 6,1 трлн руб. (+21,3%), в том числе просроченная 4,4 триллиона (+16,7%).

В условиях высоких ставок и торможения экономики у многих возникает соблазн повременить с оплатой, направив деньги на другие цели или просто разместив на короткий депозит, отмечали близкий к Кремлю аналитический центр ЦМАКП и глава РСПП Александр Шохин.  «Мы видим, что в силу высокой ставки, например, цепочки платежей рушатся, в том числе из-за того, что даже крупные компании задерживают оплату поставок. Лучше подержать чуть-чуть и штрафы даже заплатить, но все перекрывает ставка», – говорил Шохин в июне на ПМЭФ, подчеркивая, что от неплатежей страдают малые и средние предприятия-поставщики.

Резкий рост процентных ставок в конце прошлого года стимулировал перераспределение денежных средств предприятий из расчетов на срочные депозиты, писал ЦМАКП, – это вызвало скачок взаимных неплатежей. ЦМАКП недавно сравнил экономические шоки 2020 (пандемия), 2022 (война и санкции) и 2024-2025 (высокие ставки) гг. с точки зрения их влияния на финансовую устойчивость компаний и пришел к выводу, что нынешний стресс оказался «не слабее 2020 и 2022 гг.». Спустя девять месяцев после начала шока рост просроченной кредиторской задолженности (ЦМАКП использует в расчетах ее) составил 16% в 2022 г., 14% сейчас и 2% в 2020 г. В пандемию максимальный рост неплатежей был 12%, но через девять месяцев просрочка вернулась почти на исходный уровень.

Гораздо хуже ситуация в обрабатывающей промышленности. По расчетам ЦМАКП, пик роста просроченной задолженности после начала войны составил 10,2%, в пандемию 35% (спустя девять месяцев было менее 16%), а сейчас составляет около 40%.

Финансовые проблемы бизнеса нарастают. Совокупные прибыли компаний в этом году падают: по итогам восьми месяцев они были на 8,3% ниже прошлогодних. С учетом инфляции реальное падение еще больше. За год доля прибыльных компаний сократилась с 72,2% до 70%. При этом прибыль прибыльных компаний почти не изменилась (-1%), а убытки убыточных возросли на 30%. По расчетам ЦМАКП, в промышленности компании отдают на проценты рекордные 36% прибыли. В «зоне финансовой уязвимости» находятся компании, на которые приходится почти четверть (23,7%) выручки реального сектора, а в следующем году высокий риск потери финансовой устойчивости будет у компаний, приносящих почти треть выручки (32,5%).

Многим корпоративным заемщикам становится все труднее обслуживать долги, отмечало агентство «Эксперт РА». По его наблюдения, ухудшение финансового положения компаний проявляется не только в качестве кредитных портфелей, но и в гарантиях банков – их раскрывается все больше.

Руководители ЦБ в обсуждении отметили «некоторое ухудшение финансового положения компаний, в том числе малых и средних, а также разнородность ситуации по секторам и предприятиям», но считают проблемы скорее точечными, а не системными: «В целом значительных проблем с выплатой по кредитам не ожидается. Качество корпоративного портфеля остается приемлемым. Доля плохих кредитов и рискованных реструктуризаций… с начала года выросла незначительно – в пределах 1 процентного пункта».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку