(Добавлены высказывания главы ЦБР, справочные данные)
СОЧИ, 29 сен (Рейтер) - Дальнейшие шаги в отношении ключевой ставки зависят от того, как будет развиваться ситуация, нужно оценить эффект от уже принятых решений о повышении ставки и вклад по бюджетному каналу, сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина.
ЦБР повысил ключевую ставку в сентябре на 100 базисных пунктов до 13%, после того, как на экстренном заседании в августе поднял ее сразу на 350 базисных пунктов до 12%.
ВТБ считает, что ЦБР не остановится на 13% и повысит ключевую ставку до 14% к концу 2023 года.
«Все зависит от того, как будет развиваться ситуация. Много неопределенностей, мы будем смотреть, какой эффект уже принятые решения оказывают на инфляцию», - сказала Набиуллина, отвечая на вопрос о том, будет ли еще повышение ставки.
Аналитики писали, что ЦБР надо сначала оценить эффект от уже принятых решений, прежде чем повышать ставку дальше, но регулятор накануне сообщил, что новый бюджет несет проинфляционные риски, и что оценит их к октябрьскому заседанию.
«Бюджетная политика для нас становится более определенной, то есть вклад в инфляцию по бюджетному каналу сможем оценивать», - сказала Набиуллина, выступая на форуме Ассоциации банков России в Сочи.
«Прогноз средней ставки на этот год, если вы посмотрите, подразумевает как сохранение ставки неизменной, так и ее повышение», - сказала Набиуллина.
Траектория ключевой ставки на 2024 год оценивается в диапазоне 11,5-12,5%.
По ее словам, как только инфляция стабилизируется ближе к цели 4%, ЦБР сможет снижать ставку.
«Как только инфляция стабилизируется ближе к нашей цели и по мере того, как это будет происходить, мы сможем снижать ставку» - сказала Набиуллина.
Снижая ставку, ЦБ будет двигаться к нейтральному диапазону, который оценивается на уровне 5,5-6,5%.
Прогнозы будут уточняться в зависимости от того, какие факторы будут проявляться - проинфляционные или дезинфляционные, сказала Набиуллина.
По ее словам, у людей существует заблуждение, на что может повлиять ключевая ставка.
«Денежно-кредитная политика может повлиять на то, как экономика отклоняется от своей равновесной траектории... только на то, чтобы перегрев не случился или охлаждение. В прошлом году, когда был спад естественный, у нас оказались незадействоваты и рабочая сила и мощности, и мы проводили мягкую ДКП, которая позволила экономике быстро восстановиться. Сейчас у нас другая проблема, - нехватка рабочей силы, исторически низкая безработица, и к чему приведет стимулирование спроса через искусственно низкую ставку? Только к тому, что будут расти цены», - сказала Набиуллина.
«Мы повысили существенно ключевую ставку для того, чтобы бороться с ускоряющейся инфляцией. Восстановление экономики, по нашей оценке, практически завершилось, то есть, оно вышло на уровень перед спадом, и рост спроса, который подогревался и активным ростом кредитования, и достаточно мягкой бюджетной политикой, практически уперся в физическую невозможность так же быстро наращивать внутреннее производство, прежде всего из-за ограничений на рынке труда.», - сказала глава ЦБР.
«Это в том числе приводило к росту рублевого спроса на импорт. А поскольку выручка от экспорта, напротив, снижалась, мы наблюдали быстрое снижение курса рубля. Наши решения направлены не на то, чтобы остановить кредитование, но, чтобы рост кредита и связанный с ним рост внутреннего спроса были бы соразмерны возможностям расширения предложения».
Ранее в пятницу Набиуллина сказала, что ЦБР уже видит в сентябре
некоторое замедление корпоративного кредитования
. (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)