Журналисты финского издания Yle выяснили, как люксовые автомобили из Европы попадают в Россию в обход санкций. Для этого они использовали радиомаячки, чтобы проследить путь двух новых иномарок — BMW X3 и Lexus RX350 — от момента их загрузки на автовоз в Германии до появления в Томске.
Согласно результатам расследования, легковые автомобили предназначенные для российского рынка, отправляются на суда в Германии, а затем вывозятся в Россию через Финляндию. Журналисты отметили, что машины, пересекающие финскую границу, могут законно следовать через российскую территорию, например в Казахстан, но оставлять их на территории России запрещено.
«У нас есть международная сеть, которая предоставляет информацию о компаниях в странах-отправителях и странах-получателях. Но мы не можем досматривать каждый груз, потому что тогда останавливается движение и торговля», — признал руководитель отдела таможенного контроля Сами Ракшит.
Машины попали в Санкт-Петербург, затем в Москву — их отвезли в место, которое журналисты называют похожим на пункт сбора новых автомобилей. Спустя несколько недель автомобили оказались в Томске. Lexus был замечен в местном автосалоне, в то время как BMW активно передвигался по городу, что свидетельствует о его продаже.
«Цепочка компаний, участвующих в этом процессе, может быть длинной, но ключевую роль играют транспортные фирмы. Именно они делают возможной контрабанду в Россию. В Финляндии зарегистрировано несколько транспортных компаний с российским капиталом, которые ездят из финских портов до пограничной станции Ваалимаа. На компании также обратили внимание в транспортной отрасли», — отмечают в Yle.
Новые люксовые автомобили по-прежнему пользуются спросом в России, отмечают в редакции. Также новые машины попадают в Россию из Казахстана и Армении, которые не вводили санкций против РФ.