*
Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
МОСКВА, 17 окт (Рейтер) - РФ сократила экспорт дизтоплива из своих морских портов примерно на 20% с 1 по 15 октября к тому же периоду сентября до 1,1 миллиона тонн на фоне продолжающихся сезонных ремонтов НПЗ и топливного эмбарго, показали данные трейдеров и LSEG.
Выбывающие мощности первичной переработки на НПЗ РФ в октябре составят около 4,005 миллиона тонн (-22% к сентябрю).
В сентябре Россия установила временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и низкосернистого дизтоплива для стабилизации внутреннего рынка, исключив из запрета средние дистилляты и судовое топливо, а также транзитные грузы.
На прошлой неделе власти РФ ослабили введенные с 21 сентября ограничения, разрешив поставки дизтоплива трубопроводным транспортом, но сохранив в силе эмбарго на экспорт автобензина и дизельного топлива по железной дороге.
Трехнедельный запрет на экспортные отгрузки дизтоплива Евро-5 по системе магистральных трубопроводов Транснефти сильнее всего сказался на поставках продукта через российский балтийский порт Приморск - шесть танкеров из сентябрьской программы смогли погрузить дизтопливо общим объемом около 230.000 тонн уже только в октябре.
«Пока непонятно, учитываются ли эти объемы в экспортном плане октябрьских отгрузок дизтоплива из Приморска», - сказал один из трейдеров.
Источники Рейтер на прошлой неделе сообщали, что в октябре из Приморска может быть отгружено около 0,7 миллиона тонн дизтоплива.
Отраслевые источники отмечают, что из-за достаточно продолжительного действия топливного эмбарго покупателям было сложно сориентироваться и своевременно зафрахтовать нужное количество танкеров.
«Невозможно было просто держать на рейде несколько судов и ждать у моря погоды. Скорее всего, в третьей декаде октябрьский план экспорта из Приморска может быть увеличен, когда нормализуется логистика», - добавил еще один участник рынка.
Запрет на трубопроводные экспортные поставки дизтоплива был снят при условии, что производители будут направлять на внутренний рынок на менее 50% от выпускаемого продукта, но не все заводы оказались при этом в равном положении.
Так, НПЗ Киришинефтеоргсинтез (Кинеф) Сургутнефтегаза отправляет на экспорт по системе магистральных продуктопроводов Север в направлении Приморска более 80% выпускаемого дизтоплива, а региональный внутренний рынок достаточно насыщен.
Несмотря на ослабление эмбарго, Кинеф все еще видит проблему затоваривания дизтопливом из-за сложностей поставок на внутренний рынок, отметил глава Сургутнефтегаза.
ЭКСПОРТ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
С начала действия в феврале 2023 года эмбарго на импорт российских нефтепродуктов в страны ЕС основными направлениями для экспорта дизтоплива и газойля из портов РФ остается Турция, куда за первые 15 дней октября было отгружено около 280.000 тонн продукта, или 25% от общего объема, по данным LSEG.
Порядка 211.000 тонн дизтоплива с начала текущего месяца было отправлено из портов РФ в Бразилию.
Среди африканских стран по объемам поставок российского дизтоплива в октябре лидируют Того (72.000 тонн), Тунис (66.000 тонн) и Ливия (65.000 тонн).
Еще около 110.000 тонн дизтоплива было отгружено 1-15 октября в направлении рейдовых перевалок «борт-борт» (ship-to-ship, STS) вблизи греческого порта Каламата и Мальты. Конечный пункт назначения для этих объемов пока не известен, но основная часть грузов, как правило, направляется в Турцию и страны Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
РФ готова увеличить поставки нефтепродуктов в Саудовскую Аравию, сказал на прошлой неделе вице-премьер Александр Новак.
Все приведенные данные рассчитывались Рейтер по отгрузке, и около 90.000 тонн октябрьских объемов дизтоплива пока не имеют конечного пункта назначения.