Китайские магистральные тягачи, предназначенные для перевозки грузов на большие расстояния, подорожали в России на 75% после девальвации рубля, а с их обслуживанием возникли проблемы, рассказали «Известиям» участники рынка.
«Стоимость седельного тягача массой от 12 до 20 т возрастом от ноля до трех лет только по итогам третьего квартала 2023 года увеличилась в среднем с 8 до 12,7–14 млн руб. (на 59–75%. — ТМТ)», — сказал гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
Цены на китайские грузовики «выросли колоссально», подтвердил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его словам, цена тягача, который в начале года стоил 6 млн руб., сейчас достигает 10 млн.
Подорожание произошло из-за девальвации рубля по отношению к юаню и новой ставки утилизационного сбора, которая вступила в силу 1 августа и выросла в 1,7 раза — с 1 до 1,7 млн руб., отметил гендиректор транспортно-экспедиционной компании ГЛТ Павел Горбунов.
Также китайские производители начали поднимать цены на фоне снижения конкуренции после ухода европейских компаний из России, добавил Матягин.
Свою роль сыграло и повышение ключевой ставки Центробанком, из-за чего размер лизинговых платежей вырос на 1–1,5%, говорит технический директор транспортной компании Dentro Илез Хамурзиев.
Однако выбора у транспортных и логистических компаний нет — им приходится закупать дорогие грузовики из Китая. «С 2020 года многие крупные перевозчики практически не закупали новую технику. В итоге средний пробег грузовика достиг 1 млн км, автопарк большинства компаний устарел», — отметил Хамурзиев. По его словам, российские производители пока не могут закрыть все потребности перевозчиков.
При этом цена — не единственная проблема китайских тягачей. «Бывает так, что прицепное устройство располагается слишком высоко. В итоге конструкция из китайского тягача и российского прицепа не проходит по установленным в нашей стране габаритным стандартам. Из-за этого приходится вносить изменения в конструкцию автомобиля», — пожаловался директор станции техобслуживания «БизнесБас» Сергей Микулич.
Некоторые детали для китайских грузовиков остаются дефицитными. «Не хватает кузовных деталей. Из-за ограниченного количества некоторых деталей большинство компаний сталкивается с проблемой ремонта после ДТП», — говорит Микулич.
Также в дефиците тормозные диски и колодки, запчасти для коробок передач и двигателей, добавляют Иевлев и Хамурзиев.
Усугубляет ситуацию частота технического обслуживания, которого требуют китайские тягачи. Рекомендованный пробег между ТО европейской техники составляет 80–120 тыс. км, а у китайских машин — в среднем 50 тыс. Но многие уменьшают этот интервал до 15–20 тыс. км пробега, чтобы избежать поломок, отметил Иевлев.
В итоге в России возникла нехватка сервисов для обслуживания китайских тягачей, а на многих станциях нет программ для их диагностики. Зачастую машину можно обслужить лишь у одного дистрибьютора и только в городе, где она была приобретена, говорит гендиректор «Румос-Комтранс» Виталий Кисилев. Из-за этого перевозчики начали ремонтировать китайские грузовики на собственных СТО.