До половины рынка автомобильных масел в России занимает контрафактная продукция, пишут «Известия» со ссылкой на данные Союза автосервисов. Член правления организации Илья Плисов рассказал, что подделки продают как в интернете, так и в обычных магазинах: внешне они почти не отличаются от оригинала, а стоят в два раза дешевле.
«Доля контрафактного масла может составлять от 30 до 50%. Параллельного импорта в серьезных объемах нет. Ни один склад не имел запасов масла на несколько лет, а это означает, что запасы давно закончились», — отметил он.
Сейчас в правительственном списке разрешенных к ввозу товаров находятся такие популярные марки, как Castrol, Shell, Total. Плисов обратил внимание, что, по российскому законодательству, при «честном» параллельном импорте все масла отличных от ЕС регионов должны иметь наклейки с текстом на русском языке.
Проблему с контрафактом подтвердили и в сети станций техобслуживания Fit Service. С весны 2022 года, когда западные производители прекратили поставки из-за войны в Украине и санкций, доля поддельного моторного масла увеличилась с 10–15% до 30%, рассказала директор сети Татьяна Овчинникова.
По ее словам, выявить фальсификат сложно даже профессионалу. «Злоумышленники мастерски подделывают упаковки производителей — именно на это ориентированы их производства. А жидкость в канистре по цвету и консистенции всего лишь напоминает масло», — пояснила Овчинникова.
Дешевое масло зачастую поступает из Китая, а в России разбавляют его не присадкой, а обычной водой и упаковывают в тару известных брендов. «В России есть точки, где делают много обычных масел и разливают их по дорогим канистрам», — рассказал вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.
Наиболее популярные бренды Mobil, Toyota, Castrol, NGN, Shell, BARDAHL и Liqui Moly до сих пор можно встретить в магазинах, однако гарантировать качество такой продукции сегодня не может никто, говорит Овчинникова. При этом владельцы марок, ушедшие с рынка, не предъявляют никаких претензий, потому что им «это неинтересно». В результате заботиться об отсутствии контрафакта на рынке стало некому.
Эксперты предупреждают, что использование поддельного продукта может привести к серьезным поломкам автомобиля, а ремонт двигателя обойдется в сотни тысяч рублей. «В текущих экономических условиях сложностей с запчастями это серьезная проблема», — признает директор экспертного центра «Движение без опасности», член общественного совета Минтранса Вадим Мельников.