Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Госкомпании РФ просят у властей новые меры поддержки в связи с высокими ставками по кредитам

(Добавлены комментарии властей во второй части текста, РЖД и Аэрофлота - в первой части текста)

МОСКВА, 31 окт (Рейтер) - Государственная Почта России, Автоваз, ВЭБ, Роскосмос, РЖД и другие госкомпании попросили законодателей и чиновников о новых мерах поддержки в связи с высокими ставками по кредитам, взлетевшими после повышения ключевой ставки ЦБР.

ЦБР в пятницу повысил ключевую ставку до 15%, с июля она увеличилась в два раза. Большинство кредитов компаниям выдавались по плавающей ставке, и они сразу растут вслед за повышением ставки ЦБ.

Почта России попросила о докапитализации в размере порядка 20-30 миллиардов рублей.

«Мы бы предлагали рассмотреть докапитализацию общества для снижения долговых обязательств, субсидию на возмещение процентов, долгосрочное инвестирование средств, находящихся в доверительном управлении, - то, что мы уже сейчас реализуем, и кредиты, и займы по льготным тарифам за счет ФНБ», - сказала заместитель гендиректора по финансам и экономике компании Елена Степина в Совете Федерации.

Компания планировала развивать международный бизнес, привлекая под это заемные средства, но санкции помещали воплотить проекты в жизнь, а кредиты гасить нужно уже по повышенным ставкам.

Кроме того, в 2024 году Почта России просит 10 миллиардов рублей на повышение окладов сотрудников в связи с повышением МРОТ и 32 миллиарда рублей - для доведения уровня окладов сотрудников к рыночным ставкам.

Из-за западных санкций каждая третья госкомпания в 2022 году была убыточная и бюджет недополучил много денег, сказал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов, отметив особо сложное положение Почты России.

Роскосмос тоже попросил власти о субсидировании ставок по кредитам с учетом планов страны по модернизации спутников и других программ.

Крупнейший российский автопроизводитель Автоваз тратит на обслуживание долга 10 миллиардов рублей в год, получая от государства поддержку в 20 миллиардов рублей, то есть половина идет на обслуживание долга, а не на развитие, подчеркнул Абрамов.

Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами Автоваза Сергей Громак подтвердил эти суммы и сказал, что высокая долговая нагрузка - это серьезная проблема, которая досталась компании от предыдущего акционера - автоконцерна Renault.

«В 2024 году мы потратим 17 миллиардов рублей из-за роста ставок на обслуживание долга ... растет ключевая ставка ЦБ и сразу растут наши расходы на обслуживание кредитов», - сказал Громак.

По его прогнозу, в 2024 году компания выпустит электромобиль, в сентябре будет запущен седан бизнес-класса Lada Aura, в начале 2025 года - Лада Искра.

Автоваз сообщил, что из-за высоких ставок может замедлять темпы развития, либо все транслировать в цены, перекладывать на потребителей, «но это, конечно, не выход».

Компания призвала вернуть механизм субсидий на компенсацию ставок по кредитам на период повышенной ключевой ставки, но на это нужны дополнительные бюджетные средства.

«Понятно, что на всех в бюджете денег не хватит, предлагаем это сделать только для промышленных предприятий ... системообразующих, с высоким уровнем локализации», - сказал Громак.

Вице-президент ОАК по экономике и финансам Алексей Демидов сообщил, что хоть весь гособоронзаказ идет по льготным ставкам кредитования, но существенная часть долга компании была привлечена по рыночным ставкам, которые стали «запретительными сейчас», когда ключевая подскочила до 15%.

ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ НА КЛИЕНТОВ

Пожаловались на высокие ставки также представители РЖД, Аэрофлота, ВЭБа.

«Мы перекладываем рост ставки на клиентов, иначе мы будем убыточными», - сказал представитель госкорпорации.

РЖД предупредило, что без поддержки крупных инфраструктурных проектов со стороны государства единственным источником финансирования станет повышение тарифной нагрузки.

«Должен быть разумный баланс между тарифной политикой и мерами господдержки. Потому что своих собственных средств компании недостаточно, с учетом тех амбициозных задач, которые поставлены президентом и правительством по развитию Восточного полигона, по развитию северо-западного направления», - сказал первый замглавы РЖД Вадим Михайлов.

РЖД сейчас может привлечь пятилетний кредит по ставке «17% плюс» и такая ставка для инфраструктурных проектов слишком высока.

«Было бы хорошо, если бы был единый льготный инструмент для развития серьезных проектов с госучастием, где просто стоял какой-то лимит и субсидировались крупные государственные компании по развитию своих инвестиционных проектов», - сказал Михайлов.

Аэрофлот тоже предложил создать механизм кредитования авиакомпаний по льготным ставкам с учетом низкой маржинальности авиаперевозок.

По словам замглавы Аэрофлота по корпоративному управлению Михаила Федосова, кроме процентных расходов, у компании наблюдается рост затрат по всем фронтам.

«С учетом особенностей последних изменений ключевой ставки, мы, к сожалению, вынуждены будем замещать кредиты к погашению по существенно более высоким ставкам», - сказал Федосов, отметив, что средняя ставка по всему портфелю сейчас находится на уровне 9%.

ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ДЕНЬГИ

Чиновники говорят, что на всех нуждающихся денег в бюджете не хватит, но обещают расставить приоритеты, и помочь самым закредитованным системообразующим предприятиям.

В ответ на претензии, ЦБР сообщил, что ставки по кредитам снизятся вслед за ключевой после того, как замедлится инфляция.

«Мы управляем ставкой в целом, у нас нет множественности ставок, и наша задача - это инфляционное таргетирование, и мы хотим добиться того, чтобы в среднесрочной перспективе уровень ставок был приемлемым», - сказала сенаторам и госкомпаниям глава департамента финансовой стабильности ЦБР Елизавета Данилова.

«Как только мы добьемся своей цели, произойдет снижение ставок и для экономики, и для промышленности», - добавила она.

ЦБР уже предупредил, что в 2024 году средняя ключевая ставка будет на уровне 12,5-14,5%, а в 2025 году понизится до 6-7%.

«Действительно, субсидирование процентных ставок есть, но это сфера ответственности не Банка России, а правительства», - напомнила Данилова.

Представители Минэкономразвития сообщили, что тема высоких ставок и поддержки промышленности скоро будет обсуждаться на совещании у президента РФ. Минфин пообещал помочь Почте России после завершения проверки Казначейства, которая идет сейчас у оператора.

Минпромторг пообещал «проработать» постановление правительства по субсидированию ставок системообразующим организациям и рассмотреть возможность его пролонгации для ряда отраслей. (Елена Фабричная, Глеб Столяров)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку