МОСКВА, 1 ноя (Рейтер) - Госдума РФ не успела одобрить в октябре законопроект, возвращающий нефтепереработчикам демпферную субсидию, но нефтяники должны получить её в январе, на что бюджет потратит около 0,4 триллиона рублей, при этом казна потеряет еще до 0,35 триллиона рублей из-за сниженных налогов на добычу нефти, показали расчеты Рейтер.
Правительство попыталось с сентября вдвое урезать демпферную субсидию нефтепереработчикам, действующий на внутреннем рынке РФ механизм стабилизации оптовых цен на бензин и дизтопливо, но столкнулось с топливным кризисом и отступило, пообещав вернуть формулу компенсации в прежнем виде.
Для возврата демпфера необходимо принять поправки в Налоговый кодекс (НК), восстанавливающие с 1 октября прежнюю формулу топливной субсидии, после чего нефтепереработчики смогут пересчитать задним числом размер компенсации и вернуть себе вторую половину демпфера за месяцы, прошедшие до момента, когда поправки вступят в силу.
Если поправки будут приняты Госдумой РФ, утверждены Советом Федерации и подписаны президентом в ноябре, то они вступят в силу с января следующего года и компенсируют недоплаченный демпфер за октябрь, ноябрь и декабрь.
Технически поправки представляют собой повышение коэффициента Квр в формуле расчёта демпфера до 1,0 с 0,5. Однако тот же коэффициент входит в расчёт налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который также должен возрасти после принятия «демпферных» поправок.
В отличие от демпферной субсидии пересчёт НДПИ, согласно Налоговому кодексу, не может распространяться на прошедшие периоды, так как это ухудшает положение налогоплательщика.
В результате, выплатив демпфер за прошедшие месяцы, бюджет не сможет автоматически компенсировать себе часть НДПИ, которая оставалась сниженной в октябре-декабре из-за действия Квр в размере 0,5.
По расчетам Рейтер, восстановление демпферной формулы в Налоговом кодексе позволит нефтяникам в январе требовать от бюджета более 0,4 триллиона рублей.
В то же время сниженный коэффициент Квр в течение октября, ноября и декабря даст недобор НДПИ на нефть в общей сложности около 0,35 триллиона рублей, показал расчёт Рейтер.
Для казны в некоторой мере компенсацией потерь за недобор нефтяных налогов стало сентябрьское обнуление демпфера, вызванное дефицитом и резким подорожанием бензина и дизтоплива, средние цены на которые в сентябре превысили пороговое значение. Экономия для бюджета составила 0,29 триллиона рублей: 145 миллиардов - за счёт обнуления демпфера и столько же - за счёт действия в сентябре его сниженной наполовину ставки.
Суммарные выплаты по демпферу в 2023 году составили к сентябрю 1,1 триллиона рублей, за весь 2022 год - 2,1 триллиона рублей.
ХРОНОЛОГИЯ КРИЗИСА
Минфин в апреле объявил о намерении сократить вдвое размер выплат по демпферной субсидии нефтепереработчикам, законодательно установив применение коэффициента 0,5 для его расчета в период с июля 2023 по июль 2024 года. К июлю поправки подготовить не успели, и в итоге пониженный коэффициент был введен с сентября и не на год, а на 3,5 года - по 31 декабря 2026 года.
С апреля, когда планировалось изъятие половины демпферной субсидии, до сентября, когда поправки вступили в силу, мировые нефтяные котировки выросли на 20%, рубль ослаб на 20%, а демпфер вырос в три раза (до 300 миллиардов рублей со 100 миллиардов). Минфин отобрал доплату именно в тот момент, когда её значение возросло.
Заявление Минфина о намерении сократить вдвое топливный демпфер, сделанное в апреле, дало старт мощному подорожанию оптовых партий бензина и дизтоплива не бирже - до момента закрытия экспорта в конце сентября их стоимость повысилась соответственно на 51% и 45%.
К этому добавился резкий рост экспортной альтернативы для топлива на фоне одновременного роста мировых котировок и ослабления курса рубля, подтолкнувшие ряд НПЗ переключиться на внешние рынки в ущерб внутреннему.
Чтобы восстановить топливный баланс правительство временно закрыло экспорт и пообещало вернуть с 1 октября демпфер путем восстановления прежней его формулы.