Российские аэропорты предложили властям ввести сбор с пассажиров в 3–5% от стоимости билета, чтобы собрать средства на модернизацию аэродромной инфраструктуры.
С такой инициативой к помощнику президента РФ Игорю Левитину обратились холдинги «Новапорт» (аэропорты Новосибирска, Калининграда и др.) и «Аэропорты регионов» (воздушные гавани Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Саратова и др.), рассказали «Коммерсанту» источники на авиарынке и в правительстве.
По их словам, представители аэропортов также попросили предоставить им льготные кредиты под 2% сроком на 25–30 лет из Фонда национального благосостояния (ФНБ), возвращать которые они предлагают за счет нового сбора с пассажиров.
Деньги должны пойти на реконструкцию взлетно-посадочных полос и другой принадлежащей государству аэродромной инфраструктуры.
Правительство уже поручило Минтрансу рассмотреть предложенный вариант финансирования, говорят источники. В частности, он может заменить федеральный проект «Развитие региональных аэропортов», который завершится в 2024 году. В рамках него с 2019 года власти выделили из бюджета 126,4 млрд руб. на модернизацию аэродромов.
В Минтрансе отметили, что механизмы выделения средств аэропортам обсуждаются. При этом в ведомстве подчеркнули, что перекладывать расходы на пассажиров в виде дополнительных сборов «недопустимо».
Однако некоторые аэропорты уже используют подобный механизм без согласования с властями. Так, например, Шереметьево включает в сбор за взлет-посадку для авиакомпаний инвестсоставляющую за концессию аэродрома.
С учетом «очевидного будущего сокращения госфинансирования авиаотрасли» растущие расходы «столь же очевидно придется покрыть авиакомпаниям, а издержки перевозчиков — пассажирам», отметил источник в одном из крупных региональных аэропортов.
«Когда бюджетных средств не становится больше, расходы на аэродромные проекты придется переложить на пассажира, будет ли это называться сбором или просто войдет в тариф для перевозчиков», — подтвердил исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. При этом рост цен на билеты окажет неизбежное влияние на пассажиропоток, добавил эксперт.
В международной практике приняты аэропортовые сборы в пределах $2–3 с пассажира, но в России сбор до 300 руб. не покроет необходимых объемов финансирования реконструкции аэродромов из-за недостаточного пассажиропотока, говорит гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.
При пассажиропотоке в 100 млн человек в год покрыть расходы на модернизацию аэропортов может сбор в 500–1000 руб. ($5–10), подсчитал эксперт. Другой вариант — повысить неавиационные доходы аэропортов от ретейла и общепита. На текущий момент в региональных авиагаванях они составляют не более 20%, тогда как в небольших западных аэропортах — более 40%, заключил Горбачев.