Российских потребителей, столкнувшихся с инфляционным шоком в текущем году, ожидает очередной скачок цен на продукты питания.
Производители и поставщики объявили о намерении поднять отпускные цены на широкий перечень товаров на 5–22% с начала 2024 года, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письма, которые они направили торговым сетям в ноябре—декабре.
Так, компания «Вимм-Билль-Данн» предупредила ретейлеров о росте цен на молочную продукцию в среднем на 4,9%, а на соки — на 16,1%. Производитель йогуртов Ehrmann увеличит стоимость своих товаров на 5%. «Мултон Партнерс» (раньше — Coca Cola) повысит цены на безалкогольные напитки на 13%.
Компания Nestle увеличит отпускные цены на кофе и напитки из него на 15%, на кондитерские изделия — на 8%, а на готовые завтраки — до 9,5%. «Любятово» поднимет цены на печенье на 6%. Ritter Sport и Ferrero Rocher повысят стоимость шоколада на 7–14%. Также на 22% увеличится оптовая цена на рис от поставщика «Агроимпорта».
В первую очередь необходимость повысить цены производители объясняют растущими затратами на транспортировку товаров по стране. В частности, «Любятово» пишет, что с начала 2023 года эти затраты выросли на 41,5%, а «Мултон Партнерс» оценивает рост в 37%.
Тарифы на перевозку из Москвы в Санкт-Петербург с марта по декабрь 2023 года выросли более чем на 50%, до 70—100 тыс. руб. за стандартную еврофуру, из Москвы в Краснодар — примерно на 50%, в Ростов-на-Дону — почти на 60%, подтвердил руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок Noytech Supply Chain Solution Али Габидулин.
Также на рост цен влияет неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках: из-за засухи в Бразилии на 42% выросли фьючерсы на зерна кофе сорта робуста, а из-за неурожая в Индии и Таиланде эти страны закрыли экспорт риса, от которого в том числе зависит Россия. Кроме того, растет стоимость переработки. Так, например, по молоку она выросла на 15% за год. Дорожает и упаковка, на которую производители тратят в среднем на 11% больше, чем год назад.
В то же время, по словам председателя президиума АКОРТ (объединяет крупные продуктовые сети) Игоря Караваева, новые цены никогда «одномоментно не транслируются на полки магазинов». В «Ленте» отметили, что рассматривают каждое обращение производителей и поставщиков об изменении цен до 30 дней. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») сообщили, что пытаются договориться с контрагентами о сдерживании цен, а если это невозможно, то растягивают процесс во времени.
В Минсельхозе заявили, что ситуация «находится на особом контроле министерства». При этом в ведомстве добавили, что динамика цен на отдельные продукты, которые не производятся в стране, зависит от изменения курса валют.