Евросоюз отложил до декабря принятие решения об использовании замороженных российских активов для помощи Украине, сообщил Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники. По данным агентства, лидеры стран ЕС поручили Еврокомиссии подготовить варианты решений, которые будут рассмотрены на следующем саммите в декабре. Источники отмечают, что Брюссель рассчитывает достичь окончательного соглашения до конца года.
Речь идет о возможном предоставлении Украине «репарационного кредита» на сумму около 140 млрд евро под залог замороженных активов Центробанка России. Однако обсуждение этого плана застопорилось из-за позиции Бельгии, где размещена большая часть российских средств. Брюссель потребовал более серьезных гарантий того, что страна не будет нести ответственность за возможные риски, связанные с выдачей кредита, уточнили собеседники Bloomberg.
После начала полномасштабного вторжения России в Украину западные страны заморозили активы Центробанка РФ на сумму свыше 200 млрд евро, из которых около 190 млрд хранятся в депозитарии Euroclear в Бельгии. Украина уже получает процентный доход от этих средств. План Еврокомиссии предполагает, что предоставленные под залог активов деньги пойдут на финансирование вооруженных сил Украины. Погашение кредита предусмотрено после окончания войны, когда Россия согласится компенсировать ущерб, нанесенный Украине. В этом случае средства будут возвращены Euroclear, и Россия сможет вновь ими распоряжаться.
20 октября Bloomberg сообщил, что США отказались участвовать в поддерживаемом ЕС плане «Большой семерки» по расширению использования замороженных российских активов для финансирования Украины. По сведениям агентства, американская сторона уведомила европейских партнеров на полях заседаний МВФ в Вашингтоне, что пока не намерена присоединяться к инициативе, сославшись на опасения за стабильность финансовых рынков.
Бельгия, на территории которой размещена большая часть российских активов, неоднократно предупреждала, что расширенное использование этих средств может повлечь судебные иски, создать дополнительные обязательства для правительств, ослабить евро и подорвать доверие к европейскому финансовому сектору.