Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

НПЗ Казахстана планируют увеличить выпуск моторного топлива на 4% в 24г

МОСКВА, 25 дек (Рейтер) - Крупные НПЗ Казахстана увеличат выпуск моторного топлива на 4% в 2024 году по сравнению с 2023-м до 10,93 миллиона тонн, в то время как план переработки сырья не изменится, составив 17,750 миллиона тонн, по данным Казмунайгаза и расчетам Рейтер.

Между тем фактический объем переработки нефти отстает от графика на этот год ориентировочно на 15%, по оценке Рейтер, что связано с сокращением загрузки Caspi Bitum, а также внепланового ремонта на Чимкентском НПЗ.

Казмунайгаз сообщил в письменном ответе на запрос Рейтер, что в 2024 году ремонт на Чимкентском НПЗ пройдет в первом квартале, на Павлодарском НХЗ - во втором, на Атырауском НПЗ - в четвертом квартале.

В Казахстане наблюдается рост потребления авиакеросина и дизтоплива из-за увеличения транзитных и внутренних перевозок, а также бензина Аи-95 на фоне обновления автопарка.

АВТОБЕНЗИНЫ

Производство автобензинов на трех НПЗ составит в 2024 году 5,115 миллиона тонн, что на 6% больше плана текущего года, по данным Казмунайгаза (КМГ) и расчету Рейтер.

Объем выпуска автобензина увеличится в основном за счет Атырауского НПЗ: в следующем году на заводе ожидается производство 1,523 миллиона тонн бензина против 1,359 миллиона тонн в плане на этот год. За 11 месяцев 2023 года НПЗ произвел около 1,517 миллиона тонн продукта, по данным источников.

Атырауский НПЗ в этом году неоднократно останавливался на внеплановые ремонты из-за отключения электроэнергии, а также проводил аварийный ремонт установки каткрекинга. При этом Атырауский НПЗ восполнил недостаток автобензина Аи-95 из-за прекращения его выпуска на Чимкентском НПЗ в июле-сентябре.

Казахстан импортирует минимальное количество автобензина: за 11 месяцев текущего года объем составил порядка 11.200 тонн, по оценке экспедиторов, что связано с высокими ценами на импорт и достаточным производством собственного продукта.

ДИЗТОПЛИВО

План выпуска дизтоплива на 2024 год увеличился на 2% до 5,171 миллиона тонн, говорится в ответе КМГ.

Казахстану не хватает резервуаров для стратегических запасов топлива, поэтому он периодически сталкивается то с дефицитом (во время ремонтов НПЗ), то с профицитом продукта.

Так, в марте-апреле этого года во время ремонта Чимкентского НПЗ на рынке ощущалась нехватка дизтоплива, которая в последствии была компенсирована импортом. Кроме того, переток продукта снизился после повышения предельных розничных и оптовых цен с 12 апреля. Ситуация на рынке дизтоплива кардинально изменилась осенью со снижением спроса, ростом импорта и переросла в профицит.

Казахстан импортировал за 11 месяцев 2023 года 0,518 миллиона тонн дизтоплива, по данным источников.

АВИАКЕРОСИН

Рост производства авиатоплива намечен в 2024 году до 0,644 миллиона тонн, что на 3% больше плана на текущий год.

При этом потребление авиакеросина оценивается Минтрансом в 1 миллиона тонн, что власти планируют обеспечить за счет импорта из России и Китая.

В частности, аэропорт Алма-Аты, потребление которого достигает 250.000 тонн топлива в год, планирует импортировать Jet A1 китайского производства и модернизирует инфраструктуру для хранения этого продукта, сказал ранее министр транспорта Марат Карабаев.

В связи с недостатком резервуаров для хранения Казахстанская железная дорога Казахстан темир жолы (КТЖ) вводила запрет на импорт российского авиатоплива в июне и в ноябре из-за скопления вагонов на подъездных путях к аэропортам.

Импорт авиатоплива из России и Белоруссии за 11 месяцев текущего года составил 0,24 миллиона тонн.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку