Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Транспортные революции, которые Россия прозевала: финал

Россия хронически не поспевала за инновациями в транспорте. Есть все основания думать, что и следующая революция застигнет нашу страну врасплох.
Какой будет новая транспортная технология, мы не знаем, но прозеваем ее volocity

На протяжении последних трех веков наша цивилизация прошла через несколько транспортных революций, большинство из которых лишь боком затронули Россию. Давайте перечислим их все в том порядке, в котором мы их рассмотрели в предыдущих публикациях.

Большинство из перечисленных технологий в момент возникновения представляли собой своего рода ноу-хау и требовали развитой промышленности, больших инвестиций и множества самых разных ресурсов, не все из которых можно было найти в одной стране. Все эти технологии приводили к диффузии инноваций, развитию смежных производств и технологий, стимулированию образования и росту глобализации.

И здесь мы подходим к двум важным вопросам, почему Россия, обладая множеством столь важных ресурсов, не смогла реализовать в полной мере ни одну из существующих технологий. Если быть точнее, то созданы были железные дороги, с опозданием и без того эффекта, который можно было бы получить, и авиация, с чудовищным милитаристским перекосом и опять без реализации заложенных в нее возможностей. Все остальные технологии были воплощены на десятую часть от заложенного в них потенциала.

И первое, о чем стоит поговорить, это о теории жизненного цикла товара, которая давно стала практически обязательным элементом любого учебника по маркетингу.

Согласно этой теории, любой товар проходит несколько этапов в своем развитии от разработки до упадка. И для нас очень важно, что прибыль по-настоящему формируется только на этапе зрелости. И чем позже вы выходите на этот рынок, тем меньше шансов, что данный товар даст вам ту прибыль, которую вы хотите.

В рассматриваемых нами транспортных технологиях происходило то же самое. Они возникали, проходили через стадии развития и в какой-то момент сменялись новыми технологиями. Появление новой технологии фактически означало быстрый закат предшествующей технологии. Старая технология очень быстро превращалась из кареты в тыкву и спокойно дослуживала свой век.

Впрочем, иногда старые технологии могли продолжать использоваться очень долго в силу своей отработанности и эффективности. Но их роль непрерывно снижалась.

Появление любой новой технологии шло постепенно. На протяжении десятилетий шло формирование инфраструктуры, благодаря чему большие затраты оказывались «размазаны» на большом временном интервале и становились посильными для бизнеса. Именно так строились дороги, развивалась сеть аэропортов и создавались морские порты. Например, знаменитая американская система межштатных магистралей строилась 35 лет.

Таким же образом постепенно старые транспортные технологии уходили с рынка перевозок.

Это очень хорошо видно на примере истории американского транспорта, который во многих областях на протяжении последних двух сотен лет был передовым. Вот как выглядит смена транспортных технологий в американской истории. Если в 1929 году железнодорожный транспорт перевозил около 75% грузоперевозок в США, то уже к 1958 году эта доля упала до 46%, а в 2022 году до 33%. Соответственно, грузовые автомобильные перевозки за это время выросли с 5–7% в 1929 до 56% в 2020.

В России все эти годы, доля железнодорожных перевозок стабильно оставалась на уровне 70-80%, не меняясь ни в советское время, ни после перехода к рынку.

Чем позже и чем медленнее страна начинает осваивать ту или иную технологию, тем меньше прибыли эта технология с собой принесет. Именно это и происходило с российским транспортом. Небольшие перевозки и медленное внедрение транспортных инноваций не позволяли России получить хорошую окупаемость от новых проектов. И это продолжается до сих пор.

Причины такого замедления хорошо понятны: внутренние административные барьеры, существовавшие на протяжении всех лет существования страны, и до 1917 года, и в Советском Союзе, и в современной России. В советское время возможности развития транспорта упирались в отсутствие частного бизнеса. Для государственной экономики хватало существовавших дорог. Все крупные промышленные центры были соединены между собой сетью железных дорог, и государственные структуры это вполне устраивало.

Даже автомобильная дорога между Москвой и Горьким (сейчас Нижним Новгородом), главным центром советского автомобилестроения, в конце 1940-х представляла собой трассу шириной всего 6-7 метров с щебеночным покрытием, пропитанным гудроном. Дорога между Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом) была еще хуже.

Так что причины отставания российского транспорта — излишнее государственное регулирование, монополизация, тоже прежде всего государственная, и закрытость от зарубежных инвестиций. Все эти причины переходят из века в век, тормозя развитие страны и не позволяя ей догнать развитые страны.

Осознавать это тяжело, признавать больно, но у России есть два пути — либо снимать эти ограничения, либо продолжать с завистью смотреть на развитые страны, идущие вперед и внедряющие новые технологии.

Трудно сказать, что будет на новом этапе развития — массовое использование дронов, беспилотная техника или электромобили. Что бы ни пришло на смену существующим видам транспорта, у России есть все шансы опоздать, занимаясь поддержкой старых технологий и не пуская инновации.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку