Неоднократные случаи отказов ФСБ в пересечении российской границы грузовыми фурами под управлением водителей — граждан третьих стран зафиксировали официальные представители и участники рынка автоперевозок сразу четырех государств.
Проблемы с пересечением границы с Россией у водителей — граждан третьих стран начались еще несколько дней назад. Глава Министерства торговли Казахстана Арман Шаккалиев, выступая 11 января на брифинге в сенате страны, признал факт создания дополнительных барьеров со стороны пограничных служб так называемого Союзного государства начиная с окончания праздничного периода.
«С 8 января такая проблема. В настоящее время мы обсуждаем это с нашими коллегами из России и Беларуси. Этот вопрос мы официально направим в комиссию, мы ждем от них ответа. Я считаю, что это воспрепятствование [перевозке]. Говорится, что это технический барьер, но это барьер. Этого не должно быть», — цитирует Шаккалиева «Казинформ». Министр подчеркнул, что подобного рода действия «не соответствуют условиям интеграции Евразийского экономического союза». И если вопрос не будет решен положительно, то действия белорусской стороны будут официальны признаны препятствием.
Между тем белорусская сторона уверяет, что возврат большегрузов под управлением иностранцев осуществляется пограничной службой ФСБ России «по причине отсутствия оснований для пропуска на российскую территорию». Официальный сайт белорусской таможни сообщил об этом в публикации от 11 января.
Самую полную, хотя и не подтвержденную документами информацию распространили сообщества водителей-дальнобойщиков из России и Узбекистана. По сообщению группы ВКонтакте «15 ам в канале — РФ» и телеграм-канала «EGS GROUP Информация о грузах», пограничные управления ФСБ России по Смоленской и Брянской областям не допускают пересечения российско-белорусской границы в обоих направлениях водителями-международниками, не являющимися гражданами Беларуси или России.
В своих постах авторы ссылаются на некое постановление погранслужбы, согласно которому «пересечение российско-белорусской границы (в обоих направлениях) теперь возможно только водителями-международниками, являющимися гражданами Беларуси или России». Все прочие водители, включая граждан государств — членов ЕАЭС, могут прибывать в Россию и убывать из России через многосторонние (двусторонние) пункты пропуска, открытые для международных сообщений. «Настоящее требование распространяется в том числе на перевозки с грузом. Просим учесть данное нововведение при организации и планировании международных перевозок, в т. ч. привлечении к перевозкам водителей из третьих стран», — приводят источники цитату из неназванного документа.
Как отмечает «Агентство», первым обратившее внимание на пограничную коллизию, Москва неоднократно использовала торговлю в качестве инструмента давления на соседей, в том числе Казахстан. Однако стоит отметить, что на протяжении 2023 года Казахстан и Беларусь неоднократно вводили взаимные запреты на въезд на свою территорию большегрузов. В последний раз это случилось в декабре — тогда ограничения в отношении белорусских грузовиков ввела казахстанская сторона.