Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В «импортозамещенной» «Википедии» россиянам рассказали о спорном Крыме и оккупации российской армией части Украины

«Познавательный поезд Рувики» в московском метро Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Составители «Рувики» копировали и затем правили статьи из оригинальной глобальной энциклопедии. К такому выводу пришли журналисты «Верстки», изучив массив статей в российском аналоге «Википедии» и обнаружив среди них упоминания российской оккупации городов Украины, спорного статуса Крыма и ссылки на источники, признанные в России «иноагентами» и «нежелательными организациями». После выхода публикации «Рувики» оперативно подчистили от «крамолы».

«Рувики» вышла из периода бета-тестирования 15 января. Как сообщает «Верстка», целый ряд статей в ней содержали упоминания фактов оккупации украинских территорий российскими войсками, так называемых «ополченцев ЛНР» называли сепаратистами, обозначали спорный статус Крыма, а среди источников указывали медиа, запрещенные к цитированию постановлениями российских надзорных органов. В истории редактирования этих материалов обнаружилась запись «Перенесено из ru.wikipedia.org/wiki/ по лицензии CC BY-SA 3.0».

«Эта и множество других статей скопированы из русскоязычной „Википедии“. После переноса скопированные статьи переписывают», — пришли к выводу авторы публикации. Всего через несколько часов после ее опубликования все упоминания об оккупации украинских территорий и «спорном» Крыме из статей «Рувики» убрали. А заготовки двух статей с названиями «Истязание, кастрация и убийство военнопленного в санатории „Приволье“» и «Дворец Путина» были удалены пользователями, один из которых ранее правил статью о пропагандистке Наиле Аскер-Заде, вычистив из текста слово «пропаганда» и упоминание партнера Аскер-Заде — главы ВТБ Андрея Костина.

«Википедия» в России может подвергнуться блокировке — такое развитие событий не исключают власти. Роскомнадзор напрямую угрожал ограничить доступ к глобальной энциклопедии после начала войны в Украине. В российские реестры запрещенных сайтов входит около сотни статей из нее, а фонд Wikimedia, владеющий «Википедией», был оштрафован за их неудаление в общей сложности более чем на 10 млн руб. К блокировке «Википедии» призывал глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев, с ним соглашался зампред комитета Госдумы по информационной политике Олег Матвейчев.

В декабре некоммерческая организация «Викимедиа РУ», занимавшаяся поддержкой русскоязычной «Википедии», объявила о закрытии из-за прямых угроз и давления на директора проекта.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку