Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Без альтернативы». Китайские компании помогают воюющей России наращивать производство металла

Sinosteel Engineering & Technology

Китайские компании захватывают не только автомобильный рынок России. Из-за разрыва экономических связей с западными странами все больше отраслей российской промышленности обращаются за помощью к китайским производителям. В иностранных инвестициях не было бы ничего плохого, если бы Россия в целом и отдельные сектора ее экономики не попадали в чрезмерную зависимость от Китая.

Китайские компании реализуют уже более десятка проектов, которые помогают удерживать на плаву российскую тяжелую промышленность, рассказывает Bloomberg. Особенно их присутствие заметно в металлургии, где они строят новые предприятия и поставляют оборудование.  

Александр Габуев, директор Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии, говорит:

России теперь необходимы поставки китайского оборудования, поскольку альтернативы нет. У Китая широкий ассортимент оборудования. В большинстве случаев оно не хуже предложений из других стран, а порой и достаточно новационное.

Китайская Sinosteel Engineering & Technology и сотни ее сотрудников строят коксохимический завод для Магнитогорского металлургического комбината за 75 млрд рублей. И если в данном случае соглашение было подписано еще до начала войны в Украине, то «Норильскому никелю» пришлось начинать переговоры с китайцами после того, как в 2022 г. с ним отказались сотрудничать европейские партнеры, отмечает Bloomberg.

«Норникель» хотел реализовать масштабный проект по оснащению своих предприятий оборудованием для улавливания и утилизации диоксида серы. В итоге с улучшением экологической обстановки пришлось повременить. «Для строительства "серной программы" на Надеждинском металлургическом заводе (НМЗ) больше чем на 90 процентов все было закуплено и доставлено», а теперь «по некоторым сложным позициям» приходится «искать решения», тогда как «на Медном металлургическом заводе, где срок был 2025 год, мы начинаем, по сути, заново перепроектирование», объяснял в конце 2022 г. вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля» Станислав Селезнев.

«Северсталь» недавно заключила контракт на закупку в Китае оборудования для завода переработки руды, а «Русал» – на строительство производственной линии китайской Metallurgical Corp. of China. Благодаря в том числе «Русалу» стоимость подписанных за рубежом контрактов Metallurgical Corp. of China выросла в 2023 г. на 43%, до $8,8 млрд.

Sinosteel Engineering & Technology заявила, что намерена увеличивать долю рынка в России и соседних странах. Из 815 участников международной промышленной выставки «Металл-Экспо 2023» в ноябре 364 были из Китая (больше было только самих россиян). Для сравнения: в доковидном 2019 г. в этой выставке участвовали 83 представителя Китая.

Опрошенные Bloomberg топ-менеджеры добывающих компаний уже обеспокоены возможностью попасть в чрезмерную зависимость от Китая. О том, какие негативные последствия может иметь отсутствие диверсификации, наглядно свидетельствует энергетический кризис в 2022 г. в Евросоюзе, который оказался слишком зависим от российского газа. В этом же одна из возможных причин, по которой сам Китай не соглашается на строительство еще одного газопровода из России «Сила Сибири – 2».

Новые мощности, построенные с помощью китайских партнеров, не помогут России заметно нарастить экспорт или развивать экономику.

Западные рынки для российских производителей частично закрыты, а Китаю дополнительные поставки металлов особенно не нужны – его зарубежная экспансия частично объясняется избытком собственных мощностей. Урбанизация, масштабные инфраструктурные проекты и развитие различных секторов экономики в последние десятилетия обеспечивали значительный спрос Китая на металлы. Однако длящийся уже несколько лет кризис на рынке недвижимости подорвал строительную отрасль. Это, а также чрезмерные усилия по развитию тяжелой промышленности, которая, как заявляет председатель КНР Си Цзиньпин, поможет китайской экономике в геополитическом противостоянии с Западом, привели к перепроизводству в черной металлургии и ряде других отраслей (в той же автомобильной, где китайцы все больше предпочитают электромобили машинам с двигателем внутреннего сгорания и стараются «вытолкнуть» последние на экспорт).

В самой же России значительная часть металлургической продукции теперь идет на войну и уничтожается на поле боя.

Кроме того, приход китайских компаний на российский рынок не предполагает значительных инвестиций. На «Металл-Экспо» присутствовали в основном поставщики оборудования и провайдеры услуг. У китайских компаний есть множество альтернатив для инвестиций, отмечает Моника Холлахер, эксперт по России и внешней торговле в Ассоциации участников машиностроительной промышленности Германии:

Китай вышел на российский рынок в середине 2010-х гг. с оборудованием по демпинговым ценам и захватил значительную его часть. Нынешняя ситуация с потерей западных конкурентов в результате санкций привела к экспоненциальному ускорению этого тренда. А вот с прямыми иностранными инвестициями совсем другая история.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку