МОСКВА, 5 фев (Рейтер) - Казахстан нарастил поставки нефти и газоконденсата в обход портов РФ в 2023 году до 3,73 миллиона тонн с 1,91 миллиона тонн в 2022 году, показали расчеты Рейтер на основе данных источников в отрасли.
Казахстан осваивает обходные маршруты минуя порты РФ, стараясь минимизировать риски антироссийских санкций. Тем не менее основным каналом для экспорта казахстанского сырья остается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с долей порядка 80%.
Всего в прошлом году Казахстан экспортировал 70,5 миллиона тонн нефти и газоконденсата против 64,3 миллиона тонн в 2022-м.
Главными дополнительными направлениями для казахстанской нефти стали в прошлом году азербайджанский нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и грузинский порт Батуми, а также трубопровод Дружба, по которому нефть поступает на немецкий НПЗ в Шведте.
Поставки нефти из каспийского порта Актау в направлении Баку, по данным источников, выросли в прошлом году до 1,468 миллиона тонн с 0,250 миллиона тонн в 2022-м, в том числе в направлении нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - до 1,392 миллиона тонн.
Поставщиками сырья на этом маршруте в 2023 году стали Тенгизшевройл (ТШО) (72%), Total&Dunga (18%), Жаикмунай (5%) и Бузачи нефть (4%).
Общий объем экспорта по Транскаспийскому маршруту составил 1,55 миллиона тонн, по оценке Рейтер, основанной на данных Казтрансойла и источников.
Экспорт казахстанского сырья в Китай снизился в 2023 году относительно 2022-го на 4% до 1,2 миллиона тонн.
Трейдеры говорят, что зарубежные акционеры крупных каспийских месторождений не заинтересованы в поставке нефти в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, предпочитая более выгодный КТК, откуда часть CPC Blend идет в Китай морским путем.
По данным Бюро нацстатистики Казахстана, за 11 месяцев 2023 года экспорт нефти в Китай по Атасу-Алашанькоу и из портов РФ составил 5,39 миллиона тонн.
Поставки нефти и газоконденсата железнодорожным транспортом сократились в 2023 году до 64.500 тонн с 401.864 тонн годом ранее.
Падение связано со снижением отгрузок нефти Тенгиз через порт Батуми, а также прекращением экспорта газоконденсата компанией Жаикмунай в порт Светлый.
Власти Казахстана хотят нарастить экспорт нефти по Транскаспийскому маршруту в два раза до 3 миллионов тонн в год в течение двух лет и обсуждают с Азербайджаном транспортировку по нефтепроводу Баку-Супса.
Казахстан может увеличить экспорт нефти в Германию по нефтепроводу Дружба до 2 миллионов тонн в год, по информации Минэнерго.