Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Во всем виноват Кант!

Философ Иммануил Кант имеет прямое отношение к конфликту на Украине, заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов на съезде политологов в Светлогорске.
Иммануил Кант, виновник всего сущего Johann Gottlieb Becker / kant.uni-mainz.de

Кажется, российские чиновники уже давно приучили аудиторию к своей разнообразной начитанности, Владимир Путин, например, ссылается на Николая Бердяева и перефразирует Карла Маркса. Так что сам факт того, что бывший охранник нынешнего президента читал (или слышал про) Иммануила Канта, едва ли может быть откровением.

Ничто не мешало Антону Алиханову поделиться эрудицией и развернуть, наконец, обвинения в адрес Канта. Алиханов считает, что Кант «положил начало немецкой классической философии, прокачал немецкую волю, одновременно отрезав ее от высших ценностей», из-за чего и появилась «такая социально-культурная ситуация». По мнению калининградского губернатора, в работах философа «началась» и Первая мировая война, и конфликт в Украине. 

Прежде заметная часть обращений государственных чинов России к классикам мысли ограничивалась желанием припасть к истокам мудрости и объяснить высокие смыслы российской государственности. Видимо, прежние подходы на внутренних барометрах показали нужный результат, и вот мы с вами — свидетели того, как историософский ум отечественного чиновничества решил взяться и за объяснение истоков мировых заблуждений. 

Чем же примечателен этот подход?

Прежде всего, конечно, фигурой Канта. Классику немецкой философии (тут все согласны с Алихановым) довелось все 79 лет жизни провести в одном городе, который тогда назывался Кенигбсрегом и был частью Пруссии. Кант так строго соблюдал распорядок дня, что по нему можно было сверять часы на башне главного собора Кенигсберга. Классиком философии, и не только немецкой, его сделали «Критика чистого разума», вещь-в-себе и категорический императив.

После Второй мировой войны Кенигсберг стал Калининградом, и Кант спустя два с половиной столетия после смерти обрусел: его могила в центре города — одна из главных достопримечательностей региона.

Российская административная мысль не была бы российской административной мыслью, если бы не решила эксплуатировать великого немца, как на самом деле не немца, а своего.

В 2013 году сам Путин поручил сделать Иммануила Канта символом Балтийского государственного университета и всей Калининградской области. Путин говорил, что первый трактат Иммануила Канта «К вечному миру» был первой попыткой обосновать объединение Европы после Семилетней войны. Он назвал фигуру Иммануила Канта «символичной для всей Европы».

Кто бы тогда мог предположить, о каком символизме говорит Владимир Владимирович? К счастью, спустя 11 лет Антон Андреевич раскрыл нам всем глаза на правду.

Тут стоит оговориться: Алиханов первоклассно перенял у Путина его риторические приемы, поэтому доподлинно понять, что губернатор вменяет Канту, едва ли представляется возможным. Но наше дело простое — внимать великим и трактовать. 

Так что опустим «положил начало немецкой классической философии» и перейдем сразу к «прокачал немецкую волю». Что же скрывается за этим диагнозом? Уточнить у автора цитаты возможности нет, попробуем зайти в этот афоризм со стороны Канта.

В «Основах метафизики нравственности» он определяет волю как «практический разум… то есть воля есть способность выбирать только то, что разум независимо от склонности признает практически необходимым, т. е. добрым». Неподготовленный читатель может усмотреть за этим определением связь с путинским «Нас вынудили». И будет прав. Или не прав, непонятно. Имеет ли в виду губернатор, что прокачанная Кантом воля позволила создать НАТО и перейти нарисованные Владимиром Путиным красные линии? Или это о Второй мировой войне? В любом случае примечательно, что виновный нашелся и извне страны, и извне времени.

Нет, правда, интересно, кем Алиханов видит Канта — союзником, на которого можно ссылаться ввиду его непререкаемой авторитетности, или всё-таки врагом, который повинен в «такой социокультурной ситуации».

Похоже, губернатор вывел новый созависимый тип уважения. То есть: мы уважаем Канта, вон даже символом региона его сделали, а потому на него ссылаемся, но любим мы его все-таки странной любовью, потому что вон он до чего довел своими изысканиями немецкую волю, Европу и ситуацию. 

Про высшие ценности отдельно любопытно. Мы упоминали выше категорический императив Канта. Звучит он так: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом», или, в его производной формулировке, «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда — только как к средству».

Алиханова человек как высшая ценность точно не устраивает. Действительно, было бы тогда неловко убивать людей каждый день.

Можно было бы спорить, если бы было о чем. Кант описывает действительность, избегая ее оценки, он предлагает конструкции, которые помогают ее понимать и жить в соответствии с этим пониманием. Для метафизики Канта человек есть благо, для метафизики Алиханова-Путина (пусть губернатор хотя бы тут будет первым) человек есть виновный. И примирить эти миры едва ли возможно.  

«Кантианство по-алихановски», вообще-то, лучше всего проявляется в действиях именно Путина. Он ведь как никто другой устанавливает закон сообразно своей свободной воле. Беда только в том, что свобода его воли ограничена ничтожностью и тщедушностью его индивидуальности, которая делает основным проявлением его воли — изуверство над всем человеческим, ставшим исключительно средством, но никак не целью.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку