МОСКВА, 27 фев (Рейтер) - Большинство членов совета директоров российского Центробанка на февральском заседании сказали, что условия для начала снижения ключевой ставки сложатся во второй половине 2024 года, но отдельные участники не исключают, что снижение начнется несколько раньше, говорится в резюме обсуждения, впервые опубликованном ЦБР.
Начиная с февральского заседания, итогом которого стало сохранение ставки на уровне 16%, ЦБР решил давать рынку больше информации о деталях обсуждения решения и теперь после каждого заседания будет публиковать резюме - аналог «минуток» ФРС США.
Как следует из февральского резюме, члены совета директоров рассмотрели два варианта: сохранение ставки и повышение на 100 базисных пунктов до 17%.
Основными аргументами за сохранение ставки были следующие: эффекты от ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) нарастают и дальше будут сдерживать инфляционное давление, заметное снижение текущих темпов роста цен указывает на то, что ДКП, вероятно, уже достигла достаточной степени жесткости.
«Но пока преждевременно судить об устойчивости дезинфляции. Закрепление процесса дезинфляции требует сохранения достигнутой жесткости денежно-кредитных условий в течение продолжительного времени», - говорится в резюме.
Члены совета директоров отметили, что положительный разрыв выпуска в экономике остается существенным, но с учетом оперативных данных разрыв начал постепенно закрываться.
Кроме того, члены совета директоров отметили, что в 2024 году дополнительной жесткости денежно-кредитных условий будут способствовать несколько автономных от ДКП факторов: отмена большинства регуляторных послаблений для банков (в том числе по выполнению норматива краткосрочной ликвидности), меры макропруденциального регулирования, а также переход банковского сектора от структурного профицита к дефициту ликвидности.
Основными аргументами в пользу повышения ключевой ставки до 17% были следующие: к началу февраля отсутствуют исчерпывающие свидетельства устойчивого снижения инфляции, и возможно, нужна большая жесткость ДКП для снижения инфляции желаемыми темпами, то есть для ее возвращения к цели в 2024 году.
«Недостижение цели по инфляции может негативно повлиять на инфляционные ожидания. Они могут закрепиться на повышенных уровнях, что усложнит задачу дезинфляции в будущем», - говорится в резюме.
Также есть риск недооценки разрыва выпуска в экономике или скорости его закрытия, инерция в динамике кредитования может сохраняться из-за искажающего влияния льготных программ и повышенных инфляционных ожиданий заемщиков.
«Сопоставив аргументы двух вариантов решений, участники обсуждения согласились, что решение о сохранении ключевой ставки на уровне 16,00% годовых является более обоснованным», - отмечается в резюме.
Дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики может создать риски существенного отклонения инфляции вниз от цели в 2025 году, посчитали члены совета директоров.
«Обмену мнениями о возможной будущей траектории ключевой ставки было уделено значительное время», - указал ЦБ.
В итоге участники заседания согласились с повышением прогноза средней ключевой ставки на 2024–2025 годы на 1 процентный пункт. Это отражает тот факт, что российская экономика вошла в 2024 год с более высоким положительным разрывом выпуска, то есть более высоким проинфляционным фоном, чем ожидалось в октябре.
«Сдвиг вверх прогнозной траектории ключевой ставки создаст дополнительные условия для закрепления дезинфляционных тенденций в экономике», - указал ЦБ.
«Участники подчеркнули, что сохранение сигнала о необходимости продолжительного поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике является важным фактором обеспечения желаемой направленности денежно-кредитной политики. Вместе с тем все участники согласились, что важно избежать трактовки этого сигнала как прямого указания на неизменность самой ключевой ставки в течение продолжительного времени», - указал регулятор.
При устойчивом снижении инфляции и инфляционных ожиданий той же степени жесткости денежно-кредитных условий (то есть тому же уровню реальных процентных ставок) будет соответствовать постепенно снижающаяся ключевая ставка.
Дополнительно было отмечено, что на текущем этапе требуется особая осторожность при принятии решений при выборе траектории ключевой ставки.
«Опыт прошлых лет показывает, что переход населения от сберегательной модели поведения к потребительской при сильных изменениях уровня ключевой ставки происходил сравнительно резко. В связи с этим снижение ключевой ставки должно быть плавным», - указал ЦБ.
Члены совета директоров посчитали, что в случае непродления указа об обязательной продаже выручки экспортерами после апреля 2024 года это не станет значимым фактором для динамики курса рубля.
Участники уделили внимание последствиям дополнительных затруднений во внешних расчетах. В резюме говорится, что для курса рубля это может быть несущественным фактором.
«Было отмечено, что если затруднения затрагивают одновременно и экспорт, и импорт, то выраженного влияния на обменный курс может и не наблюдаться».
По мнению участников заседания ЦБР, значительным источником риска для обменного курса рубля остаются изменения физических объемов экспорта, а также цен ненефтегазового экспорта, негативное влияние которых не может быть компенсировано за счет механизма бюджетного правила.
Участники обсуждения оставили прогнозную траекторию цены нефти марки Brent без изменений по сравнению с октябрьским базовым сценарием и считают, что дополнительную поддержку ценам на нефть продолжат оказывать решения ОПЕК+ по ограничению добычи.
«Вместе с тем участники отметили, что риски более быстрого снижения нефтяных котировок сохраняются из-за дальнейшего увеличения добычи за пределами ОПЕК+. Снижение цен на нефть может усилить проинфляционное давление в российской экономике», - говорится в резюме. (Елена Фабричная)