Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Окошко захлопывается раньше времени». Таможня досрочно отменила льготу по утилизационному сбору

Таможня следит, куда едут ввезенные в Россию машины
Таможня следит, куда едут ввезенные в Россию машины Александр Демьянчук / ТАСС

В стремлении наполнить бюджет российские таможенники раньше времени захлопывают лазейку, позволявшую экономить на платежах в бюджет с импортируемых автомобилей и ввозить дешевые машины из стран ЕАЭС.

Льготный режим действует до 31 марта. С 1 апреля вступит в силу новый порядок расчета утилизационного сбора, и к его ставке будет прибавляться разница в таможенной пошлине, НДС и акцизе, сэкономленная при растаможке автомобиля в этих странах. Например, в Кыргызстане можно было занизить таможенную стоимость автомобиля на 40–60%, заплатить пошлины по ставке 15% и НДС 12%, тогда как в России ставка налога выше и есть акциз. В результате в России при уплате утилизационного сбора физлицам вместо льготных 3400–5200 руб. придется платить сотни тысяч рублей или даже более миллиона — в зависимости от стоимости, возраста и мощности двигателя автомобиля.

Таможенная служба не стала дожидаться дедлайна. Ее управления по всей России начинают неофициально предупреждать декларантов, что перестают обрабатывать документы на списание льготного утилизационного сбора с физлиц, ввезших автомобили из Армении, Беларуси и Кыргызстана, рассказали The Moscow Times три таможенных брокера.

С января, когда был утвержден новый порядок, в Россию стремятся ввезти как можно больше автомобилей — весь Верхний Ларс ими забит, говорит брокер, работающий с этим пограничным пунктом. «Но окошко захлопывается раньше времени», — продолжает он.

«Мы получили от двух таможенных управлений в разных регионах предупреждение, что они с 15 марта перестают списывать льготный утиль на автомобили, ввезенные физлицами из ЕАЭС. Уже не списывают на машины из Армении, на очереди Казахстан, а с Беларусью — возможны варианты, но тоже не факт, что спишут», — рассказывает ростовский таможенный брокер.

ФТС не ответила на запрос, а собеседнику The Moscow Times таможенники объяснили отказы «огромной загрузкой». Действительно, сейчас все очень торопятся ввезти машины до 1 апреля, говорит брокер. В феврале продажи новых автомобилей резко подскочили вопреки прежним прогнозам, сделанным до объявления о новом порядке.

Некоторые импортеры идут на риск и не оформляют часть документов, и не всегда этот риск оправдывается. На днях пресс-служба ФТС сообщила о задержании в Ставропольском крае автовоза с девятью новыми Toyota, Mercedes и Lexus за нарушение правил транзита. Машины ввезли из Грузии через Верхний Ларс якобы транзитом в Кыргызстан. Это стандартная схема: иномарки из Европы и США привозят в грузинские порты, а потом переправляют до таможенного оформления в страны ЕАЭС для выгодной растаможки и обхода ограничений на экспорт дорогих автомобилей в Россию. Но таможенники выяснили, что на самом деле автомобили везли в Москву для перепродажи. «Декларанты решили сэкономить на физическом заезде в указанную как пункт назначения страну — особо рисковые так делали, но сейчас для подобных схем явно не время. Видно, что ввоз иномарок у таможенников на особом контроле», — рассуждает менеджер фирмы по импорту автомобилей из Кыргызстана. «Нам придется пока прикрыть наш бизнес с Россией, — говорит он. — Возить машины пока смысла не видим, думаем, как работать дальше».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку