Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Рассылки властей на «Госуслугах» потребовали признать спамом

Агентство «Москва»

Письма на «Госуслугах» с приглашениями принять участие в организованных российскими властями мероприятиях могут признать незаконно рассылаемой рекламой. Иск с соответствующим требованием поступил в Арбитражный суд Москвы, пишет «Коммерсантъ».

В качестве истца выступила информационно-аналитическая служба ОД «Информация для всех». Поводом для судебного разбирательства стало приглашение на чемпионат «Битва роботов», которое рассылалось сервисом «Госуслуги» на электронные почты. Оператором «Госуслуг» выступает Минцифры, оно же координирует «Битву роботов».

Глава ОД «Информация для всех» Евгений Альтовский попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) возбудить дело о нарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе). Штраф для юрлиц по ней составляет 100—500 тыс. руб. По словам истца, в службе сослались на то, что отправленное на электронную почту письмо «не содержит информации об объекте рекламирования и является информационным». После этого Альтовский подал в суд.

Всего, по подсчетам «Коммерсанта», с апреля 2023-го по март 2024 года Минцифры разослало через «Госуслуги» шесть писем по поводу «Битвы роботов». Также с адреса сервиса приходили письма, посвященные другим проектам, например магазину приложений RuStore, чемпионату «Игры будущего», а также с предложениями купить билет на фильм «Вызов» и скачать сборник стихотворений «ПоэZия русского лета».

Согласно закону «О рекламе», цель рекламной рассылки — выделить объект и привлечь к нему внимание неопределенного круга лиц, говорит юрисконсульт сервиса еmail-рассылок DashaMail Юлия Дунаева.

«Рекламное сообщение должно носить обобщенный, неперсонализированный характер — предполагается, что воспользоваться информацией может любое лицо. Проставление в рассылке имени абонента не делает круг лиц определенным. Значение имеет и наличие в письме ссылок на объект рекламы или на сайт, где можно его приобрести», — пояснила эксперт.

Универсального подхода, позволяющего четко отнести ту или иную информацию к рекламе, нет, признает партнер практики конкурентного права BGP Litigation Ирина Акимова. Она «не усматривает признаков рекламы» в сообщении о чемпионате, «поскольку оно не формирует интерес к товару или юридическому лицу, а представляет собой справочно-информационные сведения».

Если суд признает сообщение о чемпионате рекламой, на ее рассылку будет требоваться предварительное согласие адресата, говорит партнер АБ «Линия права» Алексей Костоваров. Минцифры, полагает эксперт, придется дорабатывать сервис, разделяя направления информирования и рекламы.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку