Российские производители электроники пожаловались Минпромторгу на то, что государственные компании приобретают иностранную продукцию вместо отечественной, используя лазейки для обхода постановления правительства, пишет «Коммерсантъ».
Согласно документу № 878, действующему с 2019 года, при госзакупках радиоэлектроники заказчик обязан отклонить все заявки, если на тендер претендует хотя бы один российский производитель из реестра Минпромторга (правило «второй лишний»).
Однако зачастую госсектор обходит это требование, проводя тендеры на «работы» или «услуги» по установке оборудования, что позволяет закупать зарубежную электронику вместо российской. Консорциум «Вычислительная техника» (АНО ВТ: «Аквариус», Yadro, Depo и другие) попросил Минпромторг устранить этот «правовой пробел».
Так, исполнительный директор производителя светильников ООО ТПК «Вартон» Сергей Мордавченков отметил, что в конце 2023 года в тендерах на ремонт и постройку школ, больниц или установку уличного освещения произошел скачок закупок продукции из Китая. В итоге компания потеряла в четвертом квартале около 10% выручки. Мордавченков прогнозирует, что при отсутствии корректировок постановления правительства эта цифра может достигнуть 30% по итогам 2024 года.
В кабмине признали наличие проблемы. В ряде ведомств отметили, что «в сфере строительства объектом закупки является работа, из-за чего постановление 878 не применяется», а используются «контрактные режимы».
Директор по связям с органами госвласти Международной светотехнической корпорации «Боос лайтинг групп» Евгений Долин предупредил, что отечественные компании, которые брали субсидии на производство электроники под обязательство ее последующей продажи, могут стать фигурантами уголовных дел, поскольку теряют потенциальные контракты из-за обхода правил 878-го постановления госсектором.
Директор консорциума российских разработчиков систем хранения данных (РосСХД) Олег Изумрудов рассказал, что похожая ситуация наблюдается в сегменте серверного и коммуникационного оборудования. По его оценке, здесь под видом заказа «услуг» осуществляются до 15% тендеров. «Это приводит к уходу от налога на имущество, так как „приобретаемое“ оборудование не становится на баланс», — отметил он.