Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В ФОКУСЕ-Как растет российский бизнес на торговле с Китаем

Глеб Столяров

МОСКВА, 13 мар (Рейтер) - У логистической компании Никиты Миненкова на границе с Китаем в Благовещенске дела и раньше шли хорошо, а после начала «специальной военной операции» в феврале 2022 года и введения санкций они пошли еще лучше - ее оборот удваивается уже два года подряд.

Eurasia Logistics Group Миненкова - одна из многочисленных российских компаний, процветающих благодаря росту торговли с Китаем, поскольку большинство западных компаний покинули Россию.

Успех компании подчеркивает все более тесные экономические отношения Москвы с Пекином, покупающим все больше российской нефти и поставляющего ей товары, в том числе автомобили, спецтехнику и промышленное оборудование.

Китайские данные о торговле с Россией за 2023 год показывают, что экспорт автомобилей в РФ вырос почти в семь раз, более чем на $10 миллиардов по сравнению с 2022 годом.

Общий объем российско-китайской торговли за последние два года подскочил на 64% до $240 миллиардов.

«Это планомерное взаимовыгодное развитие торгово-экономического сотрудничества, которое имеет давние корни», - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Учитывая, (что) в целом отношения стратегического партнерства между нашей страной и КНР находятся на историческом пике, и будем надеяться, это еще не пик и что еще мы будем дальше развиваться, то совершенно очевидно, что такое развитие сопровождается бурным ростом торгово-экономических отношений», - сказал он.

По прогнозу Всемирной торговой организации (ВТО), рост глобальной торговли восстановится до 3,3% в 2024 году после ожидаемого замедления до 0,8% в 2023 году.

«Резкий рост российско-китайской торговли иллюстрирует, что санкции со временем теряют свою силу, поскольку страны, не участвующие в них, используют экономические возможности, оставшиеся после отступления западных компаний», - сказал Рейтер Зак Мейерс, помощник директора лондонского Центра европейских реформ.

Больше других от массового исхода западных автоконцернов, сопровождавшегося продажей автозаводов в РФ за копейки, выиграли китайские автопроизводители.

Доля китайских автомобильных брендов на авторынке России подскочила с менее чем 10% до более 50% меньше чем за два года.

Дилерские центры, которые когда-то продавали модели Volkswagen, Renault, Hyundai, переключились на китайские автомобили, такие как Chery и Geely.

«Спрос на китайские автомобили вырос в том числе из-за того, что традиционные бренды ушли, альтернативы нет», - сказал руководитель отдела продаж дилерского центра Changan Центр Авторусь Мытищи Владислав Вершинин.

«Стало выгодно заниматься, китайцы стали не теми китайцами, которые были раньше, они меняются, очень быстро адаптируются, - сказал он. - Отношение покупателей меняется, однозначно. Люди по-другому смотрят на эти бренды, люди доверяют брендам».

По данным аналитического агентства Автостат, продажи автомобилей Changan в России выросли почти до 47.800 в 2023 году с 2.550 в 2022 году. По итогам прошлого года это был пятый самый продаваемый автомобильный бренд, а в феврале 2024 года восемь из 10 самых продаваемых автомобильных брендов в России были китайскими, свидетельствуют данные агентства.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ

Мейерс из Центра европейских реформ считает, что расширение китайско-российских торговых связей сопряжено с рисками для обеих сторон.

«Существует значительный риск для России... (которая) сейчас гораздо больше зависит от Китая, чем Китай зависит от России. Китай является »партнером«, которому Россия глубоко не доверяет», - сказал он.

«Запад остается гораздо более крупным торговым партнером Китая, чем Россия, и Китаю есть что терять, если западные санкции начнут затрагивать значительное число китайских фирм».

Однако Кремль не видит рисков:

«Нет, мы не видим в этом экономических и политических угроз. Здесь я хотел бы напомнить, что и на встречах, и на переговорах и президент (Владимир) Путин, и председатель Си (Цзиньпин) ставили целью дальнейшее развитие объема торгово-экономических отношений, вывод их за горизонт $200 миллиардов еще до начала СВО», - сказал Песков.

Китайские компании уже помогли российскому автомобильному рынку восстановиться после серьезного спада в 2022 году, когда было продано всего 626.276 легковых автомобилей. По данным Автостата, продажи в 2023 году составили 1,06 миллиона легковых автомобилей, что все еще ниже прежнего уровня в 1,52 миллиона в 2021 году.

«Перспективы в плане европейских брендов пока туманны, а бизнес должен жить, и будет жить, значит, на китайских брендах», - сказал Вершинин.

Миненков, чья логистическая компания базируется в Благовещенске, расположенном недалеко от пограничной реки Амур, сказал, что оборот его компании резко удвоился в 2022 и в 2023 годах, по сравнению с ростом примерно на 30% в предыдущие годы.

«В начале 2023 года был просто ошеломляющий спрос, когда скупали просто все, - сказал он. - Это эффект паники, когда люди опасались - а вдруг Китай закроется?»

Компания специализируется на импорте товаров, в первую очередь промышленного оборудования и спецтехники, а также логистических услугах.

По данным СПАРК-Интерфакс, выручка двух основных компаний группы в 2022 году выросла на 290% до 970 миллионов рублей в годовом исчислении. Данных за 2023 год пока нет.

Москва стремится к установлению более тесных связей с Пекином в рамках разворота на Восток.

Россия планирует нарастить инвестиции в увеличение пропускной способности железных дорог, доставляющих грузы на Дальний Восток, до 366 миллиардов рублей в этом году, что примерно на 40% больше инвестиций 2023 года. Планируется, что пропускная способность БАМа и Транссиба достигнет 210 миллионов тонн в год к 2030 году по сравнению со 173 миллионами тонн в 2023 году. В первую очередь это делается для расширения торговли с Китаем и другими азиатскими странами, в основном углем, нефтью и другими полезными ископаемыми.

Евгений Гудков, руководитель отдела маркетинга KST, московского импортера китайской спецтехники, сказал, что два года назад поставки из Китая были незначительными.

«Мы запчастями (раньше) занимались... А после 2022 года мы уже плотно занялись (поставками китайской техники)», - сказал он.

«Появился большой спрос в связи с тем, что европейский рынок по большей части закрылся для России, - сказал он. - В связи с этим вырос спрос на китайскую спецтехнику как альтернативу. Не мы создали рынок, рынок создал компанию».

(Глеб Столяров при участии Дмитрия Антонова, Филиппа Бленкинсопа, Александра Марроу)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку