Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Биржевые цены на бензин в РФ закончили ростом вторую неделю подряд, летнее дизтопливо впервые подешевело

(Добавлены подробности, комментарии участников рынка)

МОСКВА, 22 мар (Рейтер) - Средняя оптовая цена бензина в РФ выросла в пятницу в девятый торговый день подряд на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), тогда как дизельное топливо впервые подешевело из-за приближения к пороговому значению демпфера.

Как показали данные биржи, цена бензина Аи-92 в пятницу возросла на 328 рублей за тонну (+0,61%) к предыдущему закрытию до 54.263 рублей за тонну, марки Аи-95 - на 937 рублей за тонну (+1,45%) до 65.448 рублей за тонну. Средняя цена дизтоплива летнего на СПбМТСБ понизилась в пятницу на 913 рублей (-1,34%) до 67.396 рублей за тонну.

За период повышенного спроса, сохраняющегося с начала прошлой недели из-за опасений дефицита на фоне аварий на крупных НПЗ, Аи-92 подорожал на 6.855 рублей за тонну (+14,5%), Аи-95 - на 7.711 рублей (+13,4%), дизтопливо летнее - на 6.863 рублей за тонну (+11,3%).

По расчетам Рейтер, общая производительность установок первичной переработки нефти, находящихся на аварийном простое после внешнего воздействия, составляет 13% от суммарной мощности действующих первичных установок на НПЗ РФ.

Непрерывное подорожание моторного топлива началось после аварийной

остановки

12 марта основного комплекса первичной переработки нефти НПЗ НижегородНОС (НОРСИ) Лукойла вследствие атаки беспилотника и усилилось с выходом из строя других крупных заводов.

На следующий день беспилотники вывели из строя 70% первичных мощностей на

Рязанском

НПЗ, принадлежащем Роснефти, а ещё через три дня, 16 марта, новая атака полностью

остановила

Сызранский НПЗ компании.

«Все, кто сидел, выжидал, что-то выгадывал - все бросились покупать. Один большой завод, второй, третий, а через месяц - плановые ремонты (НПЗ) и начало сезона (спроса автомобилистов). У всех реакция одинаковая..,» - объясняет настроения покупателей участник торгов.

По словам трейдеров, подорожание подхлестывается усилением ограничений или полным прекращением мелкооптовой реализации с нефтебаз крупной нефтяной компании, расположенных в Центральном, Южном, Сибирском и других округах.

«Отпускали (на нефтебазах) крохи, а теперь вообще перестали. Народ на биржу (вместо нефтебаз) - цены разгоняются: все хотят купить быстрее и ещё больше..,» - жалуется трейдер.

Участники биржи отмечают участие в торгах очень крупных игроков, которые приобретают значительные партии, не считаясь с ценой.

«Заявки большие... Все понимают, для кого эти объемы. Из-за аварий им топлива не хватает, поэтому биржу 'пылесосят'. Простым трейдерам не достается. Отсюда скачок ценовой», - пояснил постоянный участник биржевых торгов.

«С баз перестали отпускать, а на бирже ВИНКи (нефтяные компании) друг другу продают, поэтому ажиотаж» - вторит ему другой покупатель на бирже.

По оценке источника в нефтяной компании, двухнедельный ценовой подъем практически вывел оптовые цены на автобензин Аи-92 в паритет с эффективной экспортной альтернативой, однако это не остановит подорожание.

«Относительно нетбэка цены стали комфортные для переработчика по »второму« (Аи-92), а дизель и Аи-95 даже с некоторой премией. Но подъем сохранится из-за спроса. Все хотят дополнительно запастись на сезон», - объясняет источник.

По его словам, в марте еще будет существовать запас мощностей, обеспечивающий текущие внутренние потребности в топливе, однако в разгар весенних ремонтов на НПЗ придется расходовать накопленные запасы.

По информации источников, знакомых с данными ЦДУ ТЭК, за прошлую неделю объем поставок автобензина на внутренний рынок превысил объем производства впервые с кризисного сентября прошлого года.

Министр энергетики Николай Шульгинов сказал в среду, что ситуация на внутреннем рынке топлива находится под постоянным контролем, принимаются меры для сохранения профицита автобензина.

В отличие от бензина цены дизтоплива перестали расти, поскольку достигли предельного значения, установленного в Налоговом кодексе, превышение которого лишит нефтепереработчиков демпферной субсидии за март. Бензиновым ценам еще далеко до порога, обнуляющего демпфер.

Понижение цены участники рынка объяснили тем, что производители увеличили предложение летнего дизтоплива, опасаясь потерять субсидию, а покупатели, видя это, уменьшили активность, ожидая большего снижения цен.

Согласно Налоговому кодексу, демпфер для автобензина и дизтоплива обнуляется, если средняя за месяц цена бензина Аи-92 или дизтоплива на базисах в Европейской части РФ превысит соответственно на 10% и 20% условную цену внутреннего рынка, установленную в кодексе.

Индекс средней цены дизтоплива для Европейской части РФ на СпбМТСБ остаётся выше пороговой величины, установленной в 2024 году (66.600 рублей за тонну) с 20 марта. Средняя цена дизтоплива за март пока остается ниже порогового значения примерно на 2.600 рублей за тонну или на 4%, что сохраняет переработчикам демпфер.

Участники рынка уверены, что психологический рубеж цены дизтоплива в 66.600 рублей за тонну останется труднопреодолимым в ближайшее время.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку