Страны, которые в Москве называют «дружественными», призывают Евросоюз не идти на конфискацию российских активов, которые были заморожены после начала войны в Украине. ЕС и сам после долгих обсуждений решил пустить на помощь Украине только прибыль, которую приносят резервы Банка России. Но к конфискации Брюссель подталкивают США и Великобритания, а Бельгия предлагала использовать эти активы в качестве залога для выпуска облигаций.
Представители Китая, Саудовской Аравии и Индонезии в частном порядке просят ЕС не соглашаться на просьбу Вашингтона и Лондона, рассказали Politico четверо знающих об этом чиновников. Эти страны, по словам одного из них, «крайне скептически относятся к этой идее», опасаясь, что ее реализация «создаст прецедент».
Прецедента, который может подорвать доверие инвесторов к евро и заставить их меньше вкладываться в европейские ценные бумаги, тем самым пошатнув статус европейской валюты как резервной, опасаются и в самом ЕС. Об этом же предупреждал европейский центробанк. Именно поэтому страны блока решили использовать только прибыль, которую генерируют находящиеся в депозитарии Euroclear приобретенные Банком России облигации на 190 млрд евро. Это примерно 3–4 млрд евро в год, 90% получаемой суммы будет направлено на покупку оружия для Украины.
На мнение дружественных России стран может влиять не только боязнь прецедента, пишет Politico: они могут быть не заинтересованы в том, чтобы Европа помогла Украине победить российскую армию. «Предположу, что русские могли попросить своих друзей создать эту шумиху», — сказал изданию высокопоставленный дипломат из не входящей в ЕС страны.
Как военная эскалация, так и поражение России не отвечают интересам стран Персидского залива, говорит Теодор Карасик, старший советник консалтинговой компании Gulf State Analytics: они «не хотят распада России», учитывая их деловые связи с ней и инвестиции.
Между тем в США конгрессмены от обеих партий в прошлом году внесли законопроект REPO Act, который позволяет президенту конфисковать российские резервы (это $5–8 млрд) и направить их на помощь Украине. В воскресенье Майк Джонсон, спикер Палаты представителей, где с осени завис пакет помощи Украине более чем на $60 млрд, заявил, что постарается в апреле достичь консенсуса среди законодателей по новым предложениям о поддержке Киева. Среди этих предложений Джонсон назвал принятие REPO Act.
В Белом доме эта идея находит понимание. Представитель Совета национальной безопасности при президенте сказал Politico, что администрация поддерживает цели законопроекта. Она также активно обсуждает тему использования резервов с союзниками и партнерами, включая страны «большой семерки», чтобы «мы предприняли скоординированные действия с целью заставить Россию заплатить» за нанесенный Украине ущерб.
Хотя замороженные российские резервы находятся прежде всего в Европе, а не в США, решение Вашингтона о конфискации «придаст США сил требовать большего и от европейцев», считает Дэвид Уэссел, директор Центра бюджетной и денежной политики в Институте Брукингса.