Российская экономика продолжает терять доходы от экспорта на фоне усиления американских санкций, из-за которых в начале 2024 года зарубежные банки стали массово блокировать платежи в РФ.
За январь–февраль поступления в страну за продажу товаров за рубеж снизились на 7,6%, до $58,5 млрд, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС).
Как следует из статистики, в минусе оказались все ключевые статьи российского экспорта. Доходы от вывоза за границу минерального сырья просели на 10,7%, до $36,6 млрд. Экспорт металлов упал на 10,4%, до $7,5 млрд, сельхозсырья и продовольствия — на 1,9%, до $7,5 млрд.
Сокращение преимущественно связано с топливными товарами, пишут аналитики Райффайзенбанка: это нефть, нефтепродукты, газ и уголь. Вопреки заявлениям президента Владимира Путина о том, что Россия перестала быть «экономикой-бензоколонкой», на эти товары по-прежнему приходится две трети российского экспорта.
Развал отношений с Западом лишили Россию в прошлом крупнейшего рынка сбыта — европейского, следует из данных ФТС: экспорт в Европу за январь февраль составил лишь $9 млрд и оказался вдвое меньше, чем годом ранее.
Поставки в Азию лишь частично смогли компенсировать этот провал, указывает Райффайзенбанк: экспорт в регион составил $42,2 млрд, а по сравнению с январем-февралем 2023 года прибавил только 10%. Тем не менее доля Азии в российском экспорте достигла рекордных 77%.
По итогам прошлого года экспортные доходы России обвалились почти на 30%, до $422,7 млрд — самого низкого уровня с пандемии-2020. В денежном выражении экономика лишилась $170 млрд валютной выручки по сравнению с первым годом войны.
Новый год принес новые проблемы российским экспортерам: указ президента США Джо Байдена о вторичных санкциях против банков по всему миру за поддержку российского ВПК парализовал торговые и платежные операции, в том числе в «дружественных» Кремлю странах.
Закрывать счета и блокировать операции стали банки Турции и ОАЭ — главных антисанкционных хабов российского бизнеса, а следом к ним присоединились китайские банки, в том числе крупные и государственные. По данным Reuters, под финансовую блокаду попали даже платежи за нефть и нефтепродукты — ключевой источник экспортной выручки для экономики, на который приходится каждый второй доллар экспортных доходов. Чтобы получить деньги, российским нефтяникам приходится ждать по несколько месяцев, рассказывали источники агентства.
Количество отказов в проведении платежей без разъяснения причин резко возросло, жаловался на прошлой неделе на съезде Ассоциации банков России глава ВТБ Андрей Костин. По его словам, если раньше банки блокировали платежи в адрес попавших под санкции структур, то теперь «центральной проблемой становится география»: достаточно упоминания России, как «загорается стоп».
«Это касается прежде всего банков дружественных юрисдикций», — сказал Костин.