*
Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
МОСКВА, 30 мая (Рейтер) - Предложенная российскими властями крупнейшая налоговая реформа, которая увеличит доходы бюджета в следующем году на $30 миллиардов, позволит Москве и дальше наращивать расходы на фоне проведения «специальной военной операции» в Украине без ущерба для фискальной устойчивости, говорят аналитики.
По мнению аналитиков, повышение налогов, на «справедливости» которого настаивает Минфин, позволит покрыть триллионные предвыборные обещания Владимира Путина на инфраструктуру и социалку на новый шестилетний срок, не требуя пересмотра ограничивающего траты казны бюджетного правила.
Повышение налогов даст возможность «сохранить тренд в расходах федеральному правительству без »дополнительных нашлепок« к лимиту по бюджетному правилу, написал в своем телеграм-канале главный экономист Bloomberg по России Александр Исаков.
После начала Россией военных действий в Украине в феврале 2022 года власти приостановили действие бюджетного правила, перестав копить деньги и направляя все нефтегазовые доходы на расходы, а с 2023 года запустили его модифицированную версию, которая стала отличаться большей мягкостью, позволяя тратить больше доходов и меньше сберегать.
Увеличение налоговой нагрузки на бизнес и обеспеченные слои населения за счет повышения налога на прибыль и подоходного налога, по оценкам Минфина, должно принести в казну 2,6 триллиона рублей дополнительных доходов в следующем году, а до 2030 года - 17 триллионов рублей.
С учетом корректировки налоговой системы рисков для исполнения бюджета не видно, уверен инвестбанкир, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган.
»Более того, Минфин сможет нарастить расходы в следующем году при условии, что экономика не перейдет к стагнации«, - считает Коган.
В прошлом году глава Минфина Антон Силуанов сокрушался, что с 2019 по 2022 год власти уже увеличили расходы федеральной казны в полтора раза, предупреждая, что дальше наращивать траты некуда. В результате, в 2024 году на фоне увеличения трат на »спецоперацию«, социальные нужды и борьбу с санкциями бюджетные расходы должны вырасти более чем вдвое к 2019 году, до 36,6 триллиона рублей.
С 2025 года Минфин обещал вернуться к сбалансированной бюджетной политике, запланировав сокращение расходов федеральной казны более чем на 2 триллиона рублей.
Рост налогов позволит увеличить доходы консолидированного бюджета на 3,6% в 2025 году, что обеспечит более комфортные условия для наращивания расходов, написали аналитики Росбанка.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОСТОР
Российский бюджет находится под давлением все возрастающих военных расходов, трат на противодействие западным санкциям и импортозамещение.
В дополнение к огромным расходам на оборону и безопасность президент РФ Владимир Путин, который торжественно въехал в Кремль пятый раз, раздал предвыборные социальные обещания на триллионы рублей.
Рост налогов поможет без труда справиться с увеличением затрат, говорят аналитики.
»Ожидаемые доходы в 2,6 триллиона рублей в 2025 году и около 3 триллионов рублей в год в 2026-2030 годах, на первый взгляд, полностью закрывают дополнительные расходы бюджета, которые в феврале после послания президента мы оценивали от 7,5 до 12 триллионов рублей за шесть лет«, - считает директор по инвестициям Astra Asset Management Дмитрий Полевой.
Полевой и главный экономист Эксперт РА Антон Табах указали на ненефтегазовую природу поступлений от повышения НДФЛ и налога на прибыль и возможность их свободно тратить, не нарушая бюджетное правило.
»В бюджете будет больше денег, которые можно тратить с меньшими ограничениями«, - сказал Табах.
Главный экономист Тинькофф Инвестиций Софья Донец назвала рост налогов »самым сбалансированным« способом закрыть формирующуюся с 2022 года потребность бюджета в дополнительных средствах, особенно учитывая, что активно задействованный в последние годы резерв финансирования из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в большой степени исчерпан.
Согласно бюджетному правилу, Россия продает валюту из ФНБ, чтобы компенсировать недополученные доходы от экспорта нефти и газа, или покупает ее в случае профицита. В 2022-2023 годах Россия израсходовала из ФНБ почти 6,5 триллиона рублей на финансирование дыры в казне - за два года »спецоперации« свободная часть резервов сократилась более чем вдвое, на $58 миллиардов.
Минфин обещает, что предложенные налоговые корректировки позволят обеспечить стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие шесть лет.
»Исходя из оценки дополнительных доходов Минфина (2,6 триллиона рублей в 2025 году), этого может быть достаточно для реализации инициатив из президентского послания и майского указа. Однако будет ли этого достаточно на все предстоящие шесть лет в случае недополучения запланированных налоговых доходов или дополнительных расходов, пока неочевидно«, - отметила руководитель отдела макроэкономического анализа Финам Ольга Беленькая.
СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ?
Российские власти объясняют возврат к прогрессивной шкале НДФЛ »запросом на социальную справедливость«, добавляя, что изменения призваны сократить неравенство в обществе, однако аналитики видят в этой версии изъяны, обращая внимание на то, что инвестиционные доходы наиболее состоятельных россиян - проценты по вкладам, дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг и недвижимости - предложено облагать налогом по ставкам от 13% до 15%, тогда как прогрессивная шкала НДФЛ для зарплат составит от 15% до 22%.
»Для инвестиционных доходов, которые наиболее важны для сверхсостоятельных граждан, налогообложение будет более льготным, чем для зарплат... что не совсем соответствует установке на более справедливое распределение налоговой нагрузки«, - указала Беленькая.
Нарушение в логике о »справедливости« отмечает и Табах:
»Доходы от труда будут облагать сильнее, а от капитала не облагать вовсе или облагать более льготно. Фактически это означает повышение нагрузки на работающий средний класс«, - сказал Табах.
Минфин утверждает, что повышение налогов коснется только 3,2% работающих людей, или 2 миллионов человек из 64 миллионов работающего населения, однако, по оценкам Табаха, с каждым годом за счет роста зарплат и инфляции все больше людей будет попадать под повышенное налогообложение и в скором времени это может коснуться уже 5-10% работающих.
При этом аналитики сходятся во мнении, что новая шкала НДФЛ для россиян выглядит умеренно - налоговое бремя на физлиц вырастет не так сильно, как могло бы - и называют предложенную корректировку подоходного налога компромиссом между намерениями властей увеличить поступления от НДФЛ и не затронуть интересы подавляющего большинства населения. Однако, это означает высокую вероятность очередного повышения НДФЛ в будущем.
Исаков считает, что верхняя предельная ставка в 22% не выглядит окончательной и может вырасти в следующий электоральный цикл до 30-35%.
Основную часть допдоходов в казну, по задумке властей, должен принести бизнес за счет увеличения налога на прибыль до 25% с 20%. Правительство объясняет повышение налога тем, что доля прибыльных компаний в экономике растет.
»Повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность, особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований«, - отмечает Беленькая.
Доходности ОФЗ в этом месяце практически ежедневно обновляли максимумы с марта 2022 года на фоне предупреждений Центробанка о возможном дальнейшем повышении и без того высокой 16-процентной ключевой ставки из-за сохраняющегося инфляционного давления.
ПРОИНФЛЯЦИОННО ИЛИ ДЕЗИНФЛЯЦИОННО?
С точки зрения инфляции и ставок, на макро-уровне налоговые изменения не должны нести серьезных инфляционных рисков ввиду неизменности структурного дефицита бюджета, но дезинфляционные эффекты от повышения налогов и проинфляционные эффекты увеличения госрасходов могут отличаться по своему масштабу для разных доходных групп, указывает Полевой.
»Рост налога на прибыль частного сектора для финансирования военных расходов и госинвестиций может снижать рост производительности из-за разной эффективности частных и госинвестиций и, в итоге, в условиях жесткого рынка труда быть проинфляционным. Поэтому нетто-эффекты налоговой реформы могут быть как нейтральными, если бизнес не рискнет повышать цены, помня о «справедливости», так и умеренно-проинфляционными, заставляя ЦБ держать высокие ставки дольше«, - предупреждает он.
Донец считает, что если новые налоговые меры и окажут влияние на инфляцию, то небольшое и краткосрочное.
»На среднесрочном горизонте их эффект является дезинфляционным благодаря сокращению свободных доходов в экономике и спроса. Это снижает и давление на процентные ставки, тем более, что Минфин сможет не наращивать размещение ОФЗ", - написала она.
Анонсированные меры снижают инфляционные риски, а значит, и риски долгого периода высоких процентных ставок, приближая момент начала смягчения денежно-кредитной политики, ожидает Донец.
Центробанк заявил в среду, что на заседании совета директоров 7 июня по ключевой ставке учтет предложенные Минфином налоговые поправки, так как изменения дают существенную информацию для уточнения масштаба влияния бюджетной политики на совокупный спрос.
(Дарья Корсунская, Александр Мэрроу. Редактор Дмитрий Антонов)