В российской науке есть большая проблема кадров, которая связана со школьным образованием и Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), заявил президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников.
«Мы с коллегами видим, какие провалы были в 1990-е, в начале 2000-х по подготовке по техническим специальностям. Сейчас нас тревожит, что количество сдающих ЕГЭ по физике упало в разы за последние несколько лет. Даже стали заменять физику информатикой, но это абсолютно разные вещи. Мы считаем, что надо это дело исправлять», — сказал в интервью РБК Красников.
По его словам, в школе необходимо поднимать значимость точных наук — математики и физики, а также соответствующим образом готовить преподавателей. При этом Красников считает, что отменять ЕГЭ пока не стоит, поскольку он «свою определенную задачу выполнил». При этом у ЕГЭ есть положительные и отрицательные стороны, подчеркнул президент РАН.
«Положительная (сторона) состоит в том, что появилась работающая система, отрицательная — что у детей появился психоз, они стали меньше думать, а больше стали угадывать», — пояснил Красников.
Помимо этого, президент РАН заявил о вопросах ко многим школьным учебникам, «не только по историческим, которые очень быстро меняются, но и по техническим, и по другим специальностям». Он отметил, что законом на РАН возложена экспертная функция. «Так как у нас сосредоточены все направления науки, то, конечно, хотелось бы посмотреть контент учебников, как он соотносится с современным пониманием науки по тому или иному предмету», — сказал Красников.
Нехватка кадров в науке не связана с отъездом ученых из страны после начала войны в Украине, убежден президент РАН. По его словам, из 1900 членов Академии наук уехали четверо, которые не занимались науками, связанными с военно-промышленным комплексом.
Красников также заверил, что у РАН есть «отработанные механизмы», которые позволяют защитить «подающих надежды» ученых от отправки на фронт в рамках мобилизации.
В прошлом году ректор Московского государственного университета (МГУ) Виктор Садовничий заявил, что за десять лет число ученых в России младше 30 лет сократилось на 25%. «В 2010 году их было 71 тысяча, в том числе с ученой степенью 4350 человек, а в 2021 году их стало 53 тысячи, в том числе с ученой степенью 1750», — отмечал Садовничий.
По его словам, в категории 30–40 лет ситуация с научными кадрами более благополучная: их число с 2011-го по 2021 год выросло на 37 тыс. человек. Всего же их более 95 тыс. Большинство из них — свыше 60% — работают в технической области науки, еще 22,8% — в естественной, 5,6% — в общественной, а 4,1% — в медицинской области.
Вместе с тем общая численность ученых в России по итогам 2021 года опустилась до исторического минимума — 340,1 тыс. человек, следует из подсчетов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Количество научных работников в стране устойчиво сокращается с 2014 года, когда Россия аннексировала Крым. С 2014-го по 2021 год ученых стало меньше на 10,5%, или на 76 тыс. человек.
При этом на момент распада СССР в России было 992 тыс. исследователей, а страна находилась на первом месте в мире по численности научных кадров. На фоне войны в Украине и мобилизации «утечка мозгов» ускорилась.