Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении проект закона, регулирующего вопросы доступа к книгам «иностранных агентов» в библиотеках. Если документ будет принят окончательно, то книги «нежелательных» авторов запретят выкладывать на открытые полки библиотек и смогут передавать в спецхранилища.
Авторы инициативы, внесенной в нижнюю палату парламента в конце марта, предлагают изменить закон «О библиотечном деле», дополнив его правилами размещения и предоставления в библиотеках документов, авторами которых являются лица, признанные в России «иноагентами» или «террористами и экстремистами». Определять порядок формирования перечня таких документов и информировать библиотеки об этом списке будет Минкультуры РФ.
В пояснительной записке указывается, что сейчас в общедоступных библиотеках свободно размещаются книги «иноагентов». «Таким образом, пропагандируются и позиционируются авторы, деятельность которых направлена против безопасности Российской Федерации», — говорится в документе. Доступ к таким книгам должен быть ограничен, считают авторы инициативы.
Проект закона также предполагает наделение Минкульта правом ограничивать доступ к фондам библиотек на оккупированных территориях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, поскольку библиотеки в этих регионах «за годы нахождения в составе Украины были укомплектованы литературой антироссийского характера».
19 июня данный проект закона поддержал комитет Госдумы по культуре. Как напомнила первый зампред комитета по культуре Елена Драпеко, практика передачи книг «нежелательных» авторов в специальные хранилища существовала ранее в СССР. «Например, там хранились живописные произведения порнографического характера. Мы не демонстрируем их всем, но они остаются на хранении для специалистов», — объяснила она. При этом Драпека уточнила, что из библиотек книги изымать пока не планируется, речь сейчас идет об ограничении доступа к ним.
В России спецхранилища для книг возникли в начале 1920-х годов. Они представляли собой режимные объекты и специальные отделы в библиотеках, куда не могли попасть простые читатели. В таких спецхранилищах находилась литература, считавшаяся нежелательной для основной массы граждан по идеологическим соображениям и имевшая категорию «для служебного пользования» или «секретно». Также в спецхран попадали книги, журналы и газеты, которые выпускали эмигрантские или западные издательства, и работы нежелательных для власти персон — например, Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина.