2-й Западный окружной военный суд вынес приговор в отношении трех сыновей липецкого священника Игоря Ащеулова, обвиняемых в попытке вступить в «Легион „Свобода России“», воюющий на стороне Украины. Алексея, Иоанна и Тимофея Ащеуловых признали виновными в покушении на госизмену, а также в попытках участия в террористической организации и незаконного пересечения госграницы по предварительному сговору.
Старший брат, 24-летний Иоанн, получил 17,5 лет колонии строгого режима. 21-летний Алексей и 19-летний Тимофей — по 17.
Ащеуловых задержали 24 июля прошлого года в Курской области при попытке пересечения границы с Украиной. По версии следствия, «будучи противниками политического решения президента» Владимира Путина о начале так называемой специальной военной операции в соседней стране, братья нашли информацию о «Легионе „Свобода России“» и решили присоединиться к нему. Утверждалось, что при задержании пограничники обнаружили в телефоне Иоанна Ащеулова переписку с представителями указанного вооруженного формирования.
Подсудимые в последнем слове заявили, что не считают себя террористами и госизменниками. Иоанн подчеркнул, что власть в лице Путина «совершила огромное преступление от имени российского государства», развязав войну в Украине, а он лишь пытался помешать этому преступлению.
Ащеулов отметил, что факт рождения в России не обязывает его поддерживать во всем правительство страны, а покушение на госизмену ему вменили только за мировоззрение и антивоенную позицию.
Он добавил, что не надеется на объективную оценку своих деяний и что любой срок, который ему будет вынесен, — ничто по сравнению с количеством погибших людей в ходе войны, а решение суда не сможет отнять у него свободу выбора.
«Конечно, нет ничего хорошего в том, чтобы провести существенную часть жизни в местах лишения свободы, потеряв там, возможно, здоровье, а возможно, в итоге и жизнь. Но главное — свобода моей личности, которой меня лишить вы не в состоянии», — заключил Иоанн.
Последнее слово двух других братьев было коротким. Алексей Ащеулов заявил, что осуждает любую террористическую деятельность, а Тимофей сказал, что не совершал ничего аморального.