МОСКВА, 5 июл (Рейтер) - Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), нарастив пропускную способность до 83 миллионов тонн в год, столкнулся с профицитом мощностей, сказал глава консорциума Николай Горбань корпоративному изданию Панорама КТК.
По его словам рост поставок казахстанской нефти ожидается со второй половины 2025 года с месторождения Тенгиз.
КТК, основной маршрут экспорта нефти из Казахстана, ранее в мае сообщил о снижении плана транспортировки сырья в 2024 году на 7% по сравнению с заложенными в бюджет показателями.
Ранее, в январе Горбань говорил, что КТК в 2024 году планирует прокачать свыше 70 миллионов тонн нефти против 63,5 миллиона тонн в 2023 году.
Гендиректор КТК не связывает снижение прокачки казахстанской нефти в этом году с развитием альтернативных маршрутов экспорта нефти из Казахстана.
«С дополнительными маршрутами экспорта казахстанской нефти снижение прокачки не связано.., никаких альтернатив КТК не существует - ...маршрута с таким объемом и с такой экономической целесообразностью - его просто нет», - отметил Горбань.
Экспорт казахстанской нефти по альтернативным КТК маршрутам: в азербайджанский нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и по нефтепроводу Дружба в Германию в этом году ожидается в объемах 1,5 миллиона тонн и 1,2 миллиона тонн, соответственно.
Поставки казахстанской нефти в обход российских портов (БТД, «Дружба», Китай, Узбекистан) в январе-мае 2024 года выросли до 1,7 миллиона тонн с 1,3 миллиона тонн за такой же период прошлого года, по оценке Рейтер.
Добыча нефти в Казахстане в 2024 году увеличится несущественно, до 90,3 миллиона тонн нефти в 89,9 миллионов тонн в 2023 году.
По словам гендиректора КТК, консорциум продолжает работу по импортозамещению основных узлов и агрегатов, в частности, планируется замена газотурбинной установки производства Siemens.
«Мы сейчас уже практически везде используем отечественное оборудование», - сказал Горбань.
КТК планирует отгружать нефть одновременно с трех выносных причальных устройств (ВПУ) с июля 2025 года после завершения реализации программы устранения узких мест (ПУУМ) и в 2026 году приступит к замене двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ) на морском терминале.
Акционерами КТК являются Россия, которой принадлежит 31%, Казахстан (20,75%), Chevron (15%) и частные компании.