В Крыму необходимо законодательно закрепить понятие «ждун» и начать выдворять таких граждан с территории полуострова, заявил глава Крымской межнациональной миссии Заур Смирнов.
«Ждунами» в аннексированных регионах Украины называют людей, которые ожидают прихода украинской армии и власти. По мнению Смирнова, закрепление такого понятия приведет к более эффективной борьбе «с этим опасным для государства явлением».
«Помимо административного и уголовного преследования, злостных ждунов нужно лишать российского гражданства, а возможно, и выдворять из страны», — сказал Смирнов «РИА Новости». Он подчеркнул, что Крымская межнациональная миссия готова инициировать обсуждение этого вопроса в публичной плоскости.
В первый год войны России и Украины глава украинской военной разведки Кирилл Буданов говорил, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) вернут Крым в 2023 году. Однако позднее, когда украинское контрнаступление в Запорожской области провалилось, представитель главного управления разведки Минобороны Украины Андрей Юсов заявил, что это было частью информационной борьбы.
В начале 2024 года Буданов отметил, что Украине будет легче вернуть Крым, чем Донбасс. Для перехода полуострова под контроль Киева, по его словам, необходимо решить две стратегические задачи: отрезать сухопутный коридор и разрушить Крымский мост. «Остальное — лишь вопрос времени. Полуостров будет возвращен», — сказал глава военной разведки.
По мнению западных военных экспертов, Украине понадобятся огромные человеческие и технические ресурсы, если она попытается вернуть Крым. Битва за полуостров может стать самой тяжелой в текущем противостоянии с Россией. В частности, как отметил полковник Корпуса морской пехоты США Марк Канчиан, у Украины нет кораблей для перевозки большого количества войск и тяжелой техники, чтобы организовать десант. При этом сам Крым расположен вдали от линии фронта, укрепленной «зубами дракона», противотанковыми рвами, траншеями и минными полями.
Однако даже если ВСУ высадятся на полуострове, они не смогут получить поддержку с воздуха, поскольку у России довольно эффективная система противовоздушной обороны (ПВО), добавил директор по политическим вопросам в исследовательском центре Defense Priorities Бенджамин Фридман.