Москва и Киев не вели и не ведут каких-либо переговоров по прекращению огня, а вторжение Вооруженных сил Украины (ВСУ) в Курскую область аннулировало эту возможность, заявила официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова.
«Никто ничего не срывал, потому что срывать было нечего. Никаких прямых или непрямых переговоров между Россией и киевским режимом по безопасности гражданских объектов критической инфраструктуры не велось и не ведется», — сказала она «Ведомостям».
Она добавила, что в апреле 2022 года Киев вышел из переговорного процесса и юридически запретил их проведение, «единственные контакты между российской стороной и киевским режимом осуществлялись через посредников только по гуманитарным вопросам, прежде всего обмену пленными».
Захарова уточнила, что «шансы начать переговоры у Украины были неоднократно».
По ее словам, угрозу безопасности Запорожской и Курской АЭС создают украинские войска «при пособничестве» со стороны западных стран, а российская армия пытается помешать «техногенной катастрофе».
«Что касается Вооруженных сил России, то они не наносят ударов по гражданским объектам. Более того, в настоящее время они делают все возможное, чтобы защитить такие объекты от ударов ВСУ, применяющих западное оружие, и оградить мир от масштабной техногенной катастрофы», — заявила она.
Накануне газета The Washington Post со ссылкой на дипломатов, знакомых с ситуацией, сообщила, что Россия и Украина собирались направить делегации в Катар для тайных переговоров об обоюдном прекращении ударов по энергетической инфраструктуре, однако эти планы сорвала операция ВСУ в Курской области.
Катарцы выступили посредниками, намереваясь встретиться с украинской и российской делегациями по отдельности в августе. Несмотря на то, что обсуждение должно было быть предметным, некоторые участники переговоров рассчитывали, что впоследствии диалог позволит перейти к соглашению об окончательном завершении войны. По словам одного из дипломатов, Москва отложила визит делегации после вторжения ВСУ в Курскую область, назвав это «эскалацией». При этом Киев не предупредил Доху о своем трансграничном наступлении, отметил источник.
Собеседники издания утверждают, что Катар обсуждал мораторий на удары по энергетической инфраструктуре с Россией и Украиной в течение двух последних месяцев: в результате стороны договорились о проведении секретного саммита в Дохе, осталось проработать лишь незначительные детали. «После Курска русские отказались», — сообщил чиновник, знакомый с ситуацией.
Он добавил, что Россия не отказалась от переговоров в принципе, но посчитала, что время для этого еще будет. В свою очередь Украина все равно хотела отправить делегацию в Доху, однако Катар заявил, что не считает одностороннюю встречу полезной.
В канцелярии президента Украины сообщили изданию, что саммит в Дохе был отложен «из-за ситуации на Ближнем Востоке», но состоится в формате видеоконференции 22 августа, после чего Киев проведет консультации с партнерами о реализации того, что обсуждалось. В Кремле от комментариев отказались.
В Киеве отмечали, что операция ВСУ внутри России, оккупировавшей около 20% территории Украины, была отчасти направлена на то, чтобы получить больше рычагов влияния на любые будущие переговоры. При этом президент Владимир Путин ранее публично пообещал не смягчать свои условия по завершению войны из-за вторжения в Курскую область.
Ученый, тесно связанный с высокопоставленными российскими дипломатами, напомнил, что Путин «обычно не идет на компромиссы под давлением». По мнению академика, Россия с большей готовностью рассмотрит сделку по энергетической инфраструктуре в качестве способа заманить Киев на более широкие переговоры о прекращении огня. В противном случае у Москвы будет меньше мотивации, поскольку она считает, что может нанести украинской энергетической инфраструктуре больший ущерб, чем Киев — российским нефтеперерабатывающим заводам, добавил он.