МОСКВА, 26 авг (Рейтер) - Подпавший под санкции США за участие в «теневом» экспорте сжиженного природного газа с проекта Новатэка танкер Pioneer, загрузившийся на Арктик СПГ-2, был замечен при перевалке по схеме борт-в-борт недалеко от Суэцкого канала, говорится в сообщении TankerTrackers.com, опубликованном в социальной сети Х.
По данным сервиса, к северу от Суэцкого канала СПГ с танкера Pioneer был перегружен на газовоз New Energy, принадлежащий компании из Объединенных Арабских Эмиратов и находящийся под управлением индийской структуры.
В декабре прошлого года Новатэк достроил первую линию сжижения на Арктик СПГ-2, но отсутствие танкерного флота и риски вторичных санкций создали сложности для экспорта СПГ.
На прошлой неделе США ввели новую порцию санкций в отношении СПГ-флота, участвующего в перевозке СПГ из России. В SDN-лист попали СПГ-танкеры Pioneer, Asya Energy и Everest Energy и связанные с ними компании.
«С намерением обойти санкции США в отношении российского проекта Арктик СПГ-2 и оживить его, российские компании пытаются закупить подержанные танкеры для перевозки СПГ, в основном через подставные компании в юрисдикции третьих стран, чтобы компенсировать критическую нехватку танкеров для проекта», - сообщил госдепартамент США.
По их данным, танкеры Pioneer и Asya Energy в конце июля вошли в российские территориальные воды и с помощью обманных схем, таких как манипулирование автоматизированной информационной системой, которая показывает местонахождение судна, проследовали к терминалу Арктик СПГ-2. Так, по данным властей США, которые ссылаются на снимки со спутников, Pioneer получил груз СПГ с 1 по 3 августа, Asya Energy - с 9 по 11 августа.
В черный список США также попали дубайская White Fox Ship Management, которая, по данным госдепартамента США, управляет четырьмя танкерами ледового класса Arc4 — North Air, North Mountain, North Sky, North Way. Эти суда были изначально приобретены для экспорта газа с Арктик СПГ-2, но были использованы для перевозки СПГ с проекта Ямал СПГ.
По мнению США, перевозка СПГ этими танкерами может в конечном итоге помочь России обойти ограничения ЕС, запрещающие перевалку российского СПГ через европейские порты. Согласно лицензии Минфина США, все операции с участием названных танкеров должны быть завершены до 23 октября.
В конце июня Евросоюз запретил перегрузку в своих портах СПГ из России, который предназначен для продажи в третьих странах. Ограничения вступят в силу спустя 9 месяцев - в марте 2025 года. Санкции также коснулись импорта российского СПГ, поставляемого через терминалы ЕС, не подключенные к системе передачи природного газа.
Арктик СПГ-2 предполагает три линии сжижения на основаниях гравитационного типа мощностью 6,6 миллиона тонн СПГ в год каждая. Запуск второй и третьей очереди Арктик СПГ-2 планировался в 2024 и 2026 годах. По данным РБК, сроки строительства третьей линии завода сдвинуты на 2028 год.
(Московское бюро)