ВАШИНГТОН, 29 авг (Рейтер) - Решение НАСА отправить построенный Boeing новый космический корабль Starliner домой на Землю без астронавтов - лишь новый эпизод в многолетней череде ошибок, допущенных прославленным производителем самолетов на космическом направлении. Будущее подразделения корпорации теперь под вопросом, сказали аналитики и источники в отрасли.
Отправка астронавтов НАСА Бутча Уилмора и Суниты Уильямс на Международную космическую станцию должна была символизировать успех Starliner и стать переломным моментом после нескольких лет задержек, технических аварий и сбоев в цепочках поставок. Создание своего космического корабля стоило Boeing $1,6 миллиарда перерасходованных средств с 2016 года, согласно проведенному Рейтер анализу заявок на регистрацию ценных бумаг.
Астронавты должны были провести на МКС примерно восемь дней, однако неполадки на Starliner увеличили этот срок до восьми месяцев.
Двигательная установка пилотируемой капсулы вышла из строя, и НАСА решило, что обратный путь на этих двигателях будет небезопасен. Поэтому Уилмор и Уильямс вернутся домой на корабле Crew Dragon, произведенном SpaceX, в следующем году.
Таким образом, серия унижений, которые Boeing терпит от космической компании Илона Маска, продолжается.
В случае успеха этой миссии НАСА могло бы сертифицировать Starliner для совершения регулярных полетов. Новому генеральному директору Boeing Келли Ортбергу теперь необходимо решить, продолжать ли вкладывать деньги в Starliner, который, как считают аналитики, вряд ли когда-либо станет прибыльным, или отказаться от создавшего капсулу подразделения и сосредоточиться на спасении запятнанной репутации основного бизнеса Boeing - самолетостроительного.
Еще один проект космического подразделения корпорации - двухступенчатая сверхтяжёлая ракета-носитель SLS, которой отведена центральная роль в лунной программе США - на годы отстает от графика и на несколько миллиардов долларов превысил бюджет, согласно информации американских государственных надзорных органов. Вдобавок аэрокосмический гигант уже пытается продать отдельную фирму, специализирующуюся на запуске ракет, которой компания владеет совместно с Lockheed Martin, сообщал Рейтер в июле.
Глава НАСА Билл Нельсон сказал, что разговаривал с Ортбергом в субботу и по окончании разговора был на 100% уверен в том, что Starliner будет вновь совершать полеты с астронавтами на борту. Но слова администратора - это не долгосрочная гарантия.
Пресс-секретарь Boeing отклонила вопрос Рейтер о том, останется ли Boeing в программе, сказав лишь, что компания сосредоточила внимание на безопасном возвращении Starliner.
«Я не уверен, что решение в конечном счете будет принимать НАСА. Boeing придется расплачиваться за большую часть затрат, что они и делают», - сказал Лори Гарвер, бывший заместитель главы НАСА.
Ортберг, вступивший в должность гендиректора Boeing в августе, занят тем, что пытается убедить сотрудников, инвесторов, клиентов-авиакомпаний и всех, кто совершает полеты, в том, что проблемы с безопасностью под контролем, и хоть как-то уменьшить ущерб от январского инцидента, когда в воздухе во время рейса авиакомпании Alaska Airlines из корпуса «боинга» вырвало дверную панель.
Аналитики считают, что Boeing, вероятно, не откажется от Starliner, в частности, потому что Boeing испытывал и более серьезные проблемы в других программах в оборонном подразделении. В будущем космолет может пригодиться не только НАСА, но и другим клиентам, например, частным космическим станциям, которые должны заменить МКС после 2030 года.
ЗАВЯЗАННОСТЬ НА НАСА
НАСА рассматривает Boeing в качестве крайне важного подкрепления SpaceX: кроме соперников США, России и Китая, только компания Маска сейчас способна доставлять людей на орбиту Земли.
Boeing уже потратила более половины из $4,5 миллиарда, полученных в рамках контракта НАСА, заключенного в 2014 году, а Starliner всё еще не сертифицирован. В контракте, уже увеличившемся на $300 миллионов несмотря на свою структуру с фиксированной ценой, прописаны шесть полетов Starliner после сертификации, и с каждой ошибкой отставание от графика будет усугубляться.
Crew Dragon от SpaceX был сертифицирован в 2020 году и совершил 10 пилотируемых миссий для НАСА с момента подписания контакта с изначальной стоимостью в $2,6 миллиарда. НАСА купило больше запусков Crew Dragon, чтобы компенсировать задержки у Boeing, что увеличило сумму контракта со SpaceX до $4,9 миллиарда.
Boeing, возможно, придется еще раз провести миссию по доставке астронавтов на МКС, чтобы космическая капсула была сертифицирована НАСА. Компании уже пришлось повторить полет без экипажа, что обошлось почти в $500 миллионов.
«Я бы не стал ничего исключать. У нас есть варианты для будущих шагов», - сказал журналистам в субботу глава космических операций НАСА Кен Бауэрсокс, отвечая на вопрос о том, может ли Starliner быть сертифицирован без повторной миссии. Он не уточнил, какие это варианты.
Прошло уже пять лет с тех пор, как из-за нескольких ключевых сбоев программного обеспечения провалился первый испытательный полет Starliner без экипажа. За это время SpaceX обогнала Boeing в запусках ракет, космическом полете с экипажем и производстве спутников.
Согласно оценкам генерального инспектора НАСА, цена запуска Crew Dragon составляет примерно $55 миллионов за одного астронавта, а у Starliner - примерно $90 миллионов.
ГЛУБОКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Квалифицированные сотрудники уже давно начали уходить из космического подразделения; многие перешли в SpaceX и в компанию Джеффа Безоса Blue Origin. Неповоротливая цепочка поставок Boeing делает более сложной разработку космических кораблей в сравнении с более гибкой, в большой степени вертикально интегрированной компанией Маска, согласно 10 источникам, работавшим с космическим подразделением Boeing.
Boeing сообщила в заявлении для Рейтер, что компания гордится своими сотрудниками, создавшими Starliner, и отметила, что признает проблемы, связанные с персоналом и цепочкой поставок.
На протяжении работы над Starliner сохранялись проблемы с аппаратным и иногда программным обеспечением двигательной установки. Новая проблема - утечка гелия - была обнаружена всего за несколько часов до первой попытки запуска этим летом.
НАСА тогда оценило степень риска как низкий и разрешило запуск, однако указало, что в конструкции двигательной установки есть уязвимые места, которые Boeing должна устранить до следующей миссии.
«Другие подразделения Boeing не очень уязвимы к сбоям. Но космическое? Это уже другая история», - сказал аэрокосмический аналитик Ричард Абулафиа.
Абулафиа считает, что Ортберг проведет расчеты и отправится на переговоры с НАСА, чтобы сделать Starliner жизнеспособным, хотя аналитик не убежден в том, что это правильный шаг.
«Если бы я был советником Келли Ортберга, коим я не являюсь, я бы сказал: »Босс, вам, наверное, надо подумать о продаже", -сказал Абулафиа.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Джои Рулетт)