Российские правоохранители завели 106 административных и 23 уголовных дела на преподавателей, выражавших антивоенную позицию, 82 педагогам пришлось уволиться, говорится в исследовании «ОВД-Инфо».
В общей сложности правозащитники выявили 148 случаев давления на преподавателей, среди которых 82 случая увольнения, три случая отстранения от преподавания и два, где имело место сначала отстранение, а затем — увольнение.
Чаще всего педагогов увольняли из вузов (43 раза), школ (33), пять раз из специальных учебных заведений, два увольнения из учреждений дополнительного образования и одно — из организации начального образования.
Правозащитники отмечают, что в 51 случае давление на педагогов началось с доноса, в котором говорилось, что конкретный преподаватель выражал антивоенную позицию. Более 50% доносов пришлось на учителей школ, 27% на педагогов высших учебных заведений, 14% на преподавателей организаций дополнительного образования, 8% на сотрудников средне-специальных учебных заведений и 2% на работников детских садов.
Чаще всего доносы писали сами учащиеся или их родители, таких случаев 22. Четыре раза на преподавателей доносили их коллеги, еще столько же — их руководство, три раза доносы писали и Z-активисты. В одном случае авторами доноса выступили депутаты, к которым обратилась преподавательница с антивоенным письмом.
Поводом для 57% доносов стали устные высказывания на занятиях или в присутствии учеников или студентов, при этом в некоторых случаях преподаватели отрицали подобное. Педагога Амурского государственного университета Евгению Пайгину оштрафовали на 30 тыс. рублей за «дискредитацию» армии, она сама заявляла, что таким образом студенты мстят ей за плохие оценки.
Еще одним поводом для доноса (14%) стали посты преподавателей в интернете. 12% кляуз было написано за антивоенный активизм: борьба с Z-баннерами и распространение листовок. Еще 8% случаев — это доносы после устных высказываний в разговорах с коллегами. 4% доносов было написано на педагогов, которые отказались проводить патриотические мероприятия.
Более половины (63%) доносов основывались на устных высказываниях преподавателей в разговорах с учениками или коллегами. В 56% случаев эти доносы не имели подкрепляющих аудио- или видеозаписей. Тем не менее в 100% таких случаев за доносом следовало увольнение педагога или его преследование по административной либо уголовной статье, подсчитали правозащитники.
Большинство преподавателей, ставших жертвами преследований (59%), в конечном итоге были уволены. 22 педагога эмигрировали, пятеро из них покинули страну из-за уголовных дел.