МОСКВА, 5 сен (Рейтер) - Ниже следуют некоторые высказывания президента РФ Владимира Путина на пленарной сессии Восточного экономического форума во Владивостоке:
ПРО ОБМЕН ЗАКЛЮЧЕННЫМИ
«Мы всегда равным образом относимся ко всем гражданам Российской федерации, которые нуждаются в помощи государства и будем это делать в будущем - первое. Второе: что касается состоявшихся обменов, то многие страны приняли участие в этой работе, в этой миссии. Ну, например, что касается журналиста Соединенных Штатов, который работал под крышей журналиста, точнее сказать, но выполнял реальные разведывательные миссии и задачи, на первом этапе активное участие в этой работе принял наследный принц Саудовской Аравии, за что мы ему тоже благодарны, поскольку это привело в конечном итоге к возвращению на родину наших граждан.
Ну, и президент Турции, господин (Реджеп Тайип) Эрдоган предоставил площадку турецкую для окончательного решения этих вопросов, также как и некоторые другие страны из арабского мира и из некоторых других государств здесь проявили добрую волю. И в конечном итоге мы, думаю, что в интересах всех, кто участвовал в этом процессе, добились конечного позитивного результата, самым главным из которых, безусловно, является возвращение на родину наших граждан, в том числе и тех, которые выполняли особые миссии в интересах родины за границей».
ПРО ТРАНЗИТ ГАЗА ЧЕРЕЗ УКРАИНУ
«Что касается Украины, мы не отказываемся от этого транзита, как ни странно. Почему? Потому что мы намерены, и компания Газпром, исполнять все свои обязательства перед нашими клиентами, с которыми есть долгосрочные контракты».
«Есть контракт на транзит, который заканчивается 31 декабря этого года. Но если Украина отказывается от этого транзита, ну что же, мы же не можем её заставить. А наши основные потребители в Европе, видимо, не хотят этого делать, хотя оказывают же всестороннюю помощь, поддержку и военную, и финансовую, какую угодно Украине. Украина отказывается от нашего транзита, значит, те объёмы газа, которые поступают в Европу, сократятся. Они будут идти по другим маршрутам, в частности, через Турецкий поток, может быть, отчасти через Голубой поток в Турцию тоже. Но это их выбор, как это отразится на них, я до конца не знаю».
ПРО ОТНОШЕНИЕ К РОССИЙСКИМ ПОСТАВКАМ ГАЗА
«Отношение к своим союзникам и партнёрам, которое демонстрируют очень многие в Соединённых Штатах и в той же Украине, является очень странным. Для меня это просто непонятно.
Ну взяли, взорвали этот газопровод по дну Балтийского моря, Северный поток, взорвали обе нитки Северного потока-1 и одну нитку Северного потока-2. Кстати говоря, одна-то существует, она в рабочем состоянии. Что мешает тому же правительству Германии кнопку нажать, договориться с нами и включить? 27,5 миллиарда кубических метров газа тут же пошло бы в Европу, в Германию. Почему они этого не делают? Я не понимаю. Получать через территорию Украины могут, получать через Турецкий поток могут, а по нитке, которая идёт по дну Балтийского моря, не могут. На мой взгляд, это какая-то деформация профессиональная, шизофрения, чушь просто. Почему?
Но не хотят – не надо, мы будем наращивать наши поставки в другие регионы мира постепенно. Вот у нас с Китайской Народной Республикой давно до всяких этих кризисов в Европе и на украинском направлении проект есть хороший по поставкам в КНР. В следующем году мы выйдем на проектную мощность – 38 миллиардов кубических метров. Плюс с Дальнего Востока, Сахалин-Владивосток, тоже в КНР, плюс ещё 10 миллиардов кубических метров. Мы изучаем другие маршруты. Повторяю, это никак не связано с событиями на Украине, это просто наши договорённости, которые были достигнуты много лет тому назад. Мы всё это реализуем.
Плюс будем развивать сжижение газа. Да, и здесь нам пытаются создать проблемы, но все равно это развивается. И доля России в поставках на мировые рынки СПГ постепенно увеличивается. Она не такая уж и большая, как бы нам хотелось, но будем всё равно, несмотря ни на какие сложности, которые нам пытаются создать, всё равно будем это делать.
Кто бы и как бы ни пытался закрыть нашу энергетику, это невозможно, потому что на пределе находится добыча в соответствии с потребностями мирового рынка. Это невозможно просто, понимаете? Это невозможно. Вот представим себе, что взяли завтра и всё закрыли – газ, нефть нашу и так далее. Но мировая экономика не выдержит такого закрытия. Просто цены подрастут до небес, а всё равно будут покупать. Без этого невозможно. В этом всё дело. Ведь когда наши недоброжелатели и те, кто вводит незаконные ограничения, делают это, они делают от чистого сердца, но не от большого ума, как в таких случаях говорят. Потому что результата нет. Они руководствуются только чем? Высокомерием и самоуверенностью.
Мы свои вопросы решим. Да, с какими-то, может быть, потерями, но всё равно решим. А те, кто не хотят с нами сотрудничать, ну что ж, пускай несут тогда убытки. Мы же видим, что в европейских странах происходит. Многие из них балансируют на грани рецессии. И ситуация будет усугубляться. Потому что те, кто поставляют им энергоресурсы, заботятся прежде всего о своих собственных интересах национальных, в тех же Штатах. Ну что, в два-три раза поставляют или процентов на 50, на 60 больше, чем наши стоят энергоносители, газ, имею в виду прежде всего.
Конечно, экономика Европы, в том числе и Германии, рассчитанная на наши энергоносители, переживает очень серьезные испытания, многие отрасли просто закрываются. Но это не наш выбор, мы готовы, пожалуйста. Договоритесь с Польшей, чтобы она открыла трубопроводные системы, они же существуют. Ямал-Западная Европа поляки же закрыли. Теперь Украина закрывает. Северный поток-2 не включают. Ну не хотят - не надо. Ущерб для них будет. Для нас будет определенное сокращение доходов, но ничего, больше Газпром будет поставлять внутри страны, тоже хорошо. Будем развивать социальную газификацию».
ПРО ПОСТАВКИ ГАЗА В УЗБЕКИСТАН И ИРАН
«Я уже упоминал об этом, о том, что мы выходим на проектную мощность по поставкам в Китайскую Народную Республику, но что касается поставок в Среднюю Азию, в Иран, это не связано напрямую с украинскими событиями. Просто экономики этих стран развиваются, развиваются активно, им требуются дополнительные ресурсы, вот и всё. Ну вот тот же Узбекистан... прирост населения в Узбекистане - миллион в год. Понимаете? Миллион в год плюсом. Там уже 37 миллионов человек. Совсем скоро будет 40 и так далее. Экономика растет в том числе. Понимаете? Ну, конечно, у них еще есть обязательства на внешних рынках. Конечно, просто республике требуется дополнительные ресурсы. В Ташкенте было минус 21 в прошлом году. Такого никогда раньше не было в истории, наверное. Ну, конечно, им нужно, но а мы располагаем такими ресурсами.
Будем согласовывать наши действия с Туркменистаном, конечно, но Иран просит нас давно уже о поставках. Но тоже это очень удобное место для нас, месторождение рядом. Мы сейчас думаем... Я полагаю, что это вполне реализуемый проект, имея в виду, что рынки огромные в соседних странах с Ираном. Просто колоссальная потребность. Здесь существуют разные возможности. И разные рынки будем осваивать. По свопу будем работать, будем сжижать, как я уже сказал, и так далее.
Постепенно будем восстанавливать, конечно, объём продажи. Здесь и сомнений нет. Да и собственную экономику будем развивать. Нам во многих регионах, вот здесь на Дальнем Востоке, не хватает же газовой генерации. Нужно объединять, у Газпрома такие планы есть - объединять европейскую часть газотранспортной системы, дальневосточную, чтобы перетоки соответствующим образом осуществлять. Все это в наших планах, все это будет реализовано».
ПРО ВЫБОРЫ В США
«Мы давно не созваниваемся с представителями некоторых государств, Европы и Соединенных Штатов, хотя мы не отказывались от этих контактов. Это они их ограничивают. Хотя, конечно, определенной информацией удается обмениваться по различным каналам, прежде всего по каналам МИДа.
Что касается фаворитов, то не нам это определять. Это все-таки выбор американского народа. И, ну я же говорил, у нас фаворитом, если можно так сказать, был действующий президент, господин (Джо) Байден. Вот он, его сняли с гонки, но он рекомендовал всем своим сторонникам поддержать госпожу (Камалу) Харрис. Вот и мы тоже так сделаем, будем её поддерживать.
Это во-первых. А во-вторых, она так выразительно и заразительно смеётся, что это говорит о том, что у неё всё хорошо. А если у неё всё хорошо, то, значит... Вот (Дональд) Трамп, он же ввёл столько всяких ограничений и санкций в отношении России, сколько до него ни один президент раньше не вводил. А если у госпожи Харрис всё хорошо, то, может быть, она воздержится от действий подобного рода. В конечном итоге выбор за американским народом, и мы с уважением будем относиться к этому выбору».
ПРО ТО, КАК ВЛАСТИ ОХЛАЖДАЮТ ПЕРЕГРЕВ ЭКОНОМИКИ
«Вот так и охлаждают - увеличением ключевой ставки, отменой льготной ипотеки. Она сейчас поддерживается льготами в IT-ипотеке, Дальнем Востоке, в Арктике, семейной ипотекой. Вот такими способами и обеспечивается это охлаждение, о котором вы сказали. Но и еще одним фактором - это стабильные работы правительства, министерства финансов по сбалансированности бюджета».
ПРО ПАВЛА ДУРОВА
«Я один раз встречался с господином (Павлом) Дуровым в Москве много лет назад. Он просто рассказывал о планах. Я с бизнесом регулярно встречаюсь и вот он тоже был на одной из встреч. В Кремле это было. Я уже не помню, когда, но много лет назад. Он рассказывал о своих планах развития бизнеса. С тех пор мы с ним не виделись, мы с ним контактов никаких никогда не поддерживали. Зачем нам встречаться в Баку, я не очень понимаю. Я даже не знал, что он там находится, понятия не имел об этом...
Люди мира, миллиардеры, они могут себе позволить ездить где угодно. У нас к нему каких-то претензий не было никаких. Я знаю, что со стороны многих стран претензии были с учетом того, что платформа определенным образом используется какими-то людьми, какими-то структурами, которые могут наносить ущерб своей деятельностью экономике, либо в сфере безопасности тем или иным государствам. Думаю, что у правительства России тоже могли быть какие-то к нему вопросы. Но ведь этим грешат все платформы подобного рода. Если с Дуровым так поступают, то надо и других, наверное, тоже закрывать, арестовывать, либо сажать их под домашний, либо какой-то другой арест, связанный с ограничением свободы. Поэтому само по себе действие властей Франции мне не очень понятно, поскольку оно носит избирательный характер».
ПРО МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ С УКРАИНОЙ
«Мы уже говорили об этом много раз. Мы практически все параметры возможного мирного соглашения с представителями правительства в Киеве достигли, все эти параметры, обо всем договорились. Более того, руководитель переговорной делегации, а он до сих пор возглавляет правящую фракцию, правящую партию в Раде, в парламенте, он завизировал эти договорённости. Да, нужно было ещё кое-что доработать, но в целом виза-то стоит, это же документ. Потом приехал господин (Борис) Джонсон, как известно. Британские власти не отрицают этого, они подтверждают. Приехал и дал указание украинцам воевать до последнего украинца. Что сегодня происходит с целью добиться стратегического поражения России. Этого не получается.
Украинские официальные власти публично заявили о том, что если бы они тогда исполняли то, о чем мы с ними договорились, а не слушали своих хозяев из других стран, война бы уже давно прекратилась. Но они пошли по другому пути. Вот результат.
Готовы ли мы с ними вести переговоры? Мы никогда не отказывались от этого, но не на основе каких-то эфемерных требований, а на основе тех документов, которые были согласованы и фактически парафированы в Стамбуле».
«Если действительно возникнет такое желание вести переговоры, мы не отказываемся. Но на базе тех договоренностей, которые были достигнуты и зафиксированы в Стамбуле».
ПРО ВОЗМОЖНЫХ ПОСРЕДНИКОВ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ С УКРАИНОЙ
«Мы с уважением относимся к нашим друзьям, партнерам, которые, я считаю, искренне заинтересованы в решении всех вопросов, связанных с этим конфликтом. Это, прежде всего, Китайская Народная Республика, Бразилия, Индия. Я постоянно в контакте с нашими коллегами по этому вопросу. И у меня нет сомнений в том, что руководители этих стран, у нас с ними доверительные отношения, искренне стремятся к тому, чтобы помочь разобраться во всех деталях этого сложного процесса, который, безусловно, я хочу это напомнить, начался с госпереворота на Украине в 2014 году».
ПРО ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ В СЛУЧАЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
«Да, мы понимаем, с кем мы имеем дело. Люди, которые не ценят, без всякого уважения относятся к интересам других стран и народов, такие люди, к сожалению, есть. Они легко нарушают все взятые на себя обязательства даже подписанные документы, ну что делать, надо просто искать такие формы, такие гарантии, которые бы хоть как-то в какой-то степени работали. Но главная гарантия безопасности - это рост экономики и военного потенциала самой Российской Федерации, надежные стабильные отношения с нашими партнерами и союзниками».
ПРО УДАРЫ ПО АЭС
«Вы сказали об ударах по атомным электростанциям. Да, это очень опасные теракты. Можно только себе представить, что будет, если мы будем отвечать зеркально. Что будет со всей частью вот этой Европы».
ПРО КУРСК И ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ НА ФРОНТЕ
«Когда мы говорим об этих вопросах, прежде всего мы должны думать о людях, которые, безусловно, проходят через серьёзные испытания и страдают от этих террористических актов. И священный долг вооружённых сил сделать всё для того, чтобы выбросить противника с этих территорий и надёжно защитить наших граждан. Ну и вся страна, конечно, должна делать всё для того, чтобы людей поддержать.
Что касается военной стороны дела, то я уже об этом говорил. Цель противника заключалась в том, чтобы заставить нас нервничать, суетиться, перебрасывать войска с одного участка на другой и остановить наше наступление на ключевых направлениях, прежде всего в Донбассе. Освобождение которого является нашей первоочередной целью. Получилось или нет? Нет, у противника ничего не получилось. Ну, во-первых, наши вооружённые силы стабилизировали ситуацию и начали постепенно выдавливать его с приграничных территорий.
И второе, и самое главное, никаких действий по сдерживанию нашего наступления не происходит. Наоборот, перебросив вот в эти приграничные районы с нами свои достаточно большие и неплохо подготовленные подразделения, противник ослабил себя на ключевых направлениях, а наши войска ускорили наступательные операции.
Давно не было таких приобретений территориальных, позавчера только, например, группировка Восток прямо в один удар треугольник захватила 7 на 5 километров, очень успешно действует и группировка Центр на Покровском направлении. Там тоже исчисляются уже приобретения не сотнями метров, а квадратными километрами: четыре на пять, три на пять и так далее. Это вот второе.
И, наконец, не менее важное. Противник несет очень большие потери. Очень большие потери в живой силе и в технике сейчас не буду перечислять. Министерство обороны дает эти данные я считаю их объективными, потому что они подтверждаются сразу из нескольких источников и это чревато с одной стороны разрушением фронта на наиболее важных направлениях, а потери могут привести просто к утрате боеспособности всех вооруженных сил (Украины). Так что, это вот общая оценка, а то, что происходит каждый день, естественно, мне Генштаб Минобороны в ежедневном режиме несколько раз в сутки докладывает».
ПРО ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЮ
«Мы не проводим политики дедолларизации. Мы ведь не отказывались от расчетов в долларах, нам отказали в расчетах. И мы просто вынуждены искать другие возможности...
Главное в том, что валюта той или иной страны отражает экономическую мощь державы. И чем она больше, эта экономика, чем больше у нее, у этой экономики, партнеров, тем более востребована национальная валюта той или другой страны в расчетах. Ну, естественно, понимаете, когда партнеров много у конкретной экономики, ну что возникают потребности использовать и валюты этой страны. Поэтому использование валюты той или другой страны, зависит от роли экономики этой страны в мире, в мировой экономике.
После Второй мировой войны Соединенные Штаты, естественно, удачно воспользовались результатами Второй мировой войны в экономике провели план Маршалла для Европы, создали одну систему мировую Бреттон-Вудскую, потом ее немножко подремонтировали, другую. Создали такую единую мировую валюту - доллар.
Зависело это, и до сих пор зависит, как я повторяю, от объёмов, мощи экономики страны. Сейчас ситуация, и вот только что господин премьер-министр об этом упомянул, в мировой экономике меняется.
Уже сегодня страны глобального юга — это более 50% глобального мирового ВВП, а страны БРИКС - это примерно одна треть глобальной экономики в мире. И естественным образом, хочу это подчеркнуть, естественным образом меняются и приоритеты в использовании определенных валют.
Мы с нашими партнерами по БРИКС используем национальную валюту, это уже примерно 65%. Это естественный процесс, но финансовые и политические власти Соединенных Штатов своими не просто неаккуратными, а непрофессиональными и глупыми действиями подталкивают этот процесс.
Я думаю, что они уже понимают, что они совершили ошибку, но просто не могут уже выйти из этой колеи. Им, видимо, уже не очень удобно признать, что они совершили ошибку. А надо бы уже что-то скорректировать. Они же видят, что не работают те инструменты, которые они применяют. Мы переходим на национальные валюты и всё. Уже не могут. Видимо, это могут сделать только те люди, которые придут на смену сегодняшней генерации политиков.
Значит что-то изменить, значит признать свои ошибки. Видимо, это сложно. А с чем связано такое поведение? Видимо, рассчитывали на то, что у нас все рухнет, поэтому отказали в долларовом обслуживании. Но тенденции-то они очевидные. Они только подталкивают, как я уже сказал, эти процессы...
Сегодня китайская экономика, мы знаем хорошо, по паритету покупательной способности является первой в мире. Да, американская экономика мощная, хорошая, структура её выгодно отличается от других, но объём экономики Китайской Народной Республики больше. На втором месте США. Но разрыв между двумя экономиками постоянно увеличивается, из года в год. С этим связано и использование, скажем, юаней в международных расчетах.
На втором месте США, на третьем Индия. Россия занимает уже четвертое место в мире по паритету покупательной способности. Мы обогнали ведущую экономику Европы - ФРГ, а вот совсем недавно, это международные расчеты, не наши, обогнали Японию. Да, повторяю еще раз, даже Япония, ФРГ, США, у них много преимуществ, прежде всего связанных со структурой, с высокотехнологичным сектором и так далее. Но объем экономики тоже имеет значение, потому что дает возможность вкладывать ресурсы в наиболее перспективные отрасли и направления.
Повторю еще раз, это естественный, не связанный даже с политической конъюнктурой процесс, но своими неаккуратными непрофессональными действиями власти Европы и США, этот процесс подталкивают». (Максим Родионов, Дарья Корсунская, Анастасия Лырчикова, Олеся Астахова, Владимир Солдаткин, Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)