24 августа в парижском аэропорту Ле-Бурже был задержан основатель Telegram Павел Дуров. Французские власти подозревают его в недостаточной модерации мессенджера, а также в отказе от сотрудничества, что, по мнению правоохранительных органов, делает его соучастником распространения детской порнографии, продажи наркотиков, мошенничества и других преступлений.
28 августа Дурова отпустили под залог 5 млн евро. Миллиардеру российского происхождения запретили покидать Францию, гражданином которой он также является. Теперь Дуров обязан дважды в неделю отмечаться в полицейском участке. Сам он назвал претензии французских властей «удивительными», отметив, что генерального директора нельзя обвинять в преступлениях, совершенных третьими лицами на созданной им платформе.
The Moscow Times опросила россиян, что они думают по поводу этой ситуации, и опасаются ли того, что данные Telegram могут попасть в руки властей стран Запада или России.
Врач из Ижевска Диана не поверила, что такое могло произойти с Дуровым во Франции:
Первая мысль была, что его в России задержали и подумала — а зачем он сюда поехал вообще? Потом когда узнала, что во Франции, — удивилась. Когда узнала, что конкретно ему пытаются навешать, — удивилась еще больше.
При этом Диана отметила, что ситуация с Дуровым не изменила ее отношение к Западу. Она выразила уверенность, что «в плане закручивания гаек там все гораздо жестче», чем в России, «несмотря на разные мнения на этот счет».
Диана — активный пользователь Telegram: в мессенджере находятся все ее рабочие чаты и переписки с друзьями, также она читает каналы некоторых блогеров и паблики на интересующие ее темы. При этом Диана не опасается того, что ее данные могут попасть в открытый доступ или оказаться в руках третьих лиц:
Я не делюсь секретной важной личной информацией, в том числе тем, что может составлять коммерческую тайну. С тех пор, как в WhatsApp стали утекать переписки, перестала доверять любым мессенджерам, в том числе Telegram. К тому же здесь часто мошенники пишут, поэтому я тут аккуратно себя веду.
22-летний студент из Санкт-Петербурга Михаил сказал, что ожидал ареста Дурова рано или поздно, но все же это произошло внезапно. С его точки зрения, основатель Telegram «из того же разряда людей», что и основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж и бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, поскольку все они «мешают работе секретных служб». Михаил добавил, что, несмотря на произошедшее, его позитивное мнение о Франции не изменилось:
Ничего удивительного не произошло. Спецслужбы делают свое дело. Франция прекрасная и красивая страна, как и многие другие страны Запада.
Михаил также отметил, что Telegram является его постоянным средством связи с родственниками и друзьями, кроме того, он узнает оттуда новости. Несмотря на то, что платформа — его «основная соцсеть», он не опасается, что какие-то личные данные могут заполучить западные спецслужбы. По мнению Михаила, администрация Telegram «сотрудничает с Россией больше, чем с американцами и европейцами».
35-летний владелец малого бизнеса из Саратова Антон заявил, что был обеспокоен задержанием Дурова во Франции, в частности, его тревожила судьба Telegram. Однако предприниматель не изменил своего отношения к этой стране:
Даже если предположить, что арест Дурова был исключительно политическим заказом, такое укладывается в рамки либерального государства, особенно в условиях напряженной и нестабильной ситуации в мире. Если подобное происходит для защиты свободного мира, то это не значит, что Франция становится автократическим государством с псевдодемократией. Вообще, вешать клеймо за задержание кого-либо, не принимая во внимание всю сущность государства — уровень канала прокремлевских блогеров.
В то же время Антон посетовал на неполноту информации о задержании Дурова. Из-за этого однозначной реакции на данное событие у него нет. Предприниматель считает необходимым продолжать следить за новостями и изучать все обстоятельства вокруг этого дела.
Антон добавил, что использует Telegram ежедневно, как для общения, так и для поиска информации, поскольку уверен, что за этим мессенджером будущее. При этом предпринимателя не слишком беспокоит то, что его личные данные могут оказаться у властей западных государств, а вот попасть в поле зрения российских спецслужб он бы не хотел:
Если Telegram не будет в руках стран, выступающих за свободный мир с верховенством права и сильными гражданскими институтами, он окажется в руках авторитарных государств со всеми вытекающими, как это, по сути, и было, насколько мне известно. Дуров официально вел диалог с российскими спецслужбами и согласился на передачу данных по их запросам — на деле, со слов специалистов, у российских спецслужб был почти полный доступ к Telegram, за исключением шифрованных сообщений.
Москвич Иван, который работает в сфере науки и образования, заявил, что задержание Дурова вызвало у него «удивление и негатив». При этом он «не сомневался в том, что западные спецслужбы так же, как и российские, хотят контролировать соцсети», но полагал, что они будут «хотя бы соблюдать видимость законности»:
А тут чистый киднеппинг и обвинения в духе советского 37-го года.
При этом отношение Ивана к Франции и Западу в целом не изменилось: он по-прежнему испытывает к ним равнодушие. Респондент добавил, что ежедневно использует Telegram для общения и поиска новостей и не хотел бы, чтобы приватная информация утекла за пределы личных переписок:
Не знаю, что я буду делать завтра, где находиться и в какой роли, но не хочу, чтобы на меня было досье, которое может мне помешать. Это нарушает мои права на тайну переписки и создает потенциальные риски.