МОСКВА, 25 сен (Рейтер) - Казахстан может столкнуться с дефицитом автобензина Аи-92 во время ремонта на Атырауском НПЗ в октябре из-за перетоков топлива в соседние страны, сказали Рейтер четыре источника в отрасли.
По их данным, производство моторного топлива в стране снизится с остановкой Атырауского НПЗ на западе Казахстана на плановый ремонт с 1 по 25 октября, что грозит нехваткой Аи-92 - наиболее массовой марки бензина - уже во второй половине месяца.
Глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев сказал в среду журналистам что текущих запасов бензина в стране хватит на 22 дня, дизтоплива - более чем на 35 дней, но не исключил проблем, связанных с перетоками нефтепродуктов в соседние страны.
«Мы наблюдаем существенный тренд с нелегальными перетоками нашей продукции через границу, связанный с существенной разницей между ценами внутреннего рынка и ценами у соседних государств, и мы видим этот риск, который будет существенно влиять на возможность стабильного обеспечения внутреннего рынка», - сказал министр энергетики.
Саткалиев уточнил, что резкого повышения цен на топливо, которые в Казахстане регулируются государством, не планируется.
Атырауский НПЗ сформирует достаточные запасы топлива на время ремонта, сообщила Рейтер пресс-служба Казмунайгаза.
«В целях поддержания стабильной ситуации на внутреннем рынке... на Атырауском НПЗ формируется достаточный объем запаса по всей линейке нефтепродуктов, которые будут равномерно отгружаться на внутренний рынок», - говорится в письменном ответе КМГ.
Участники рынка, напротив, считают, что имеющихся резервов топлива не хватит до завершения профилактики на Атырауском НПЗ, а компенсировать дефицит за счёт импорта не получится из-за высоких входных цен.
«Дефицит будет: импорт непроходной (по цене), запасов мало», - сказал источник в торговой компании.
Другой отраслевой источник считает, что бензина Аи-92 может хватить при условии остановки перетоков топлива в соседние страны.
Ранее в сентябре первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр сообщил о существенном увеличении «потребления бензина Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива в южных регионах страны» и необходимости усиления контроля за вывозом моторного топлива на пограничных переходах.
По оценке участников рынка, средняя цена на Аи-92 в Казахстане составляет около 202 тенге за литр, в Киргизии, в пересчете на казахстанский тенге, - 384 тенге за литр, в Узбекистане - 454 тенге за литр, в Таджикистане - 472 тенге за литр, в России - 275 тенге за литр.
По данным экспедиторов, Киргизия за восемь месяцев текущего года сократила импорт российского бензина примерно на 48.000 тонн, в связи с чем, трейдеры ожидают компенсации импорта с помощью нелегальных поставок топлива из Казахстана.
Согласно индикативному плану производства, выпуск Аи-92 в октябре составит порядка 350.000 тонн, ожидаемый объем потребления - 370.000-380.000 тонн, по данным источников.
При этом резервы Аи-92 на нефтебазах составляли на прошлой неделе порядка 205.000 тонн, что является минимальным необходимым уровнем запасов, по оценке участников рынка.
На текущей неделе оптовые цены на бензина Аи-92 продолжили рост, отгрузки шли по плану, сообщили трейдеры.
По их данным, партии Аи-92 на Павлодарском и Чимкентском НПЗ подорожали на 5.000 тенге за тонну за неделю до 200.000-235.000 тенге за тонну с НДС и акцизом.
В мелкооптовом секторе продажи Аи-92 сократились, так как нефтебазы начали придерживать объёмы из опасений дефицита, а цены при этом выросли за неделю в среднем на 8,2 тенге за литр до 194,2 тенге за литр, по данным участников рынка.