Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Экспортные морские зерновые терминалы РФ

26 сен (Рейтер) - Около 90% морского зернового экспорта из России, достигшего в сезоне 2023/2024 годов 62,4 миллиона тонн, идет через порты юга, но рост перевалки приводит к необходимости увеличения мощностей на альтернативных направлениях. В прошлом сезоне объем перевалки в портах Северо-Запада вырос втрое, а в перспективе может увеличиться еще в несколько раз. ЮГ РОССИИ Азово-Черноморский бассейн включает в себя несколько крупнейших зерновых экспортных терминалов в Новороссийске на Черном море, в портах Тамань и Кавказ в Керченском проливе, некоторые из которых переваливают зерно на рейде, а также множество небольших терминалов в Ростове-на-Дону, в дельте реки Дон в Азовском море и в порту Азов. Один из терминалов, Авал, находится в Крыму. В сезоне 2023/2024 экспорт через них вырос на 18,9% до 56,5 миллиона тонн, что составляет 90,5% всего морского экспорта зерна. Планы расширения - Группа Дело, которой принадлежит зерновой терминал КСК в крупнейшем в РФ порту в Новороссийске, планирует увеличить его мощность до 10,5 миллиона тонн с 9 миллионов тонн. Срок компания не называет. - Объединенная зерновая компания и Группа Деметра приступили к увеличению мощности принадлежащего им терминала НКХП в Новороссийске до 11,6 миллиона тонн с 7,1 миллиона тонн к 2026 году. КАСПИЙСКОЕ МОРЕ Каспийский бассейн - второй по объемам перевалки и важнейший для экспорта в соседний Иран, а также в Туркменистан и Азербайджан. Через все три каспийских порта - Астрахань, Махачкала и Оля - в прошлом сезоне было перевалено 3,6 миллиона тонн (5,75% от морского экспорта зерна), что на 88,6% больше, чем в позапрошлом. Крупнейший зерновой терминал в Каспийском море - порт Оля, через который в прошедшем сезоне прошло 935.000 тонн зерна. Планы расширения - Китайская Famsun Group планирует построить зерновой терминал мощностью 1,5 миллиона тонн в год в Махачкалинском морском торговом порту. - Российская компания АгроТерминал Каспий строит зерновой терминал мощностью почти 1 миллион тонн в порту Оля БАЛТИКА Балтийский бассейн - третий по объемам перевалки на экспорт, в сезоне 2023/2024 году через него прошло 1,47 миллиона тонн или 2,36%. Объем перевалки вырос в 2,66 раза. Но в ближайшей перспективе северо-западное направление имеет шансы занять второе место за счет новых проектов, которые либо уже запущены, либо готовятся к запуску. Балтийское направление включает в себя порты в Финском заливе в Санкт-Петербурге и вокруг него, а также в Калининградской области. Пока крупнейший терминал на этом направлении - порт Высоцкий мощностью 4 миллиона тонн, открытый в 2023 году, который в прошлом сезоне перевалил пока 975.000 тонн. Кроме того, в Калининградской области находится второй по величине агропромышленный терминал в РФ, принадлежащий частной группе компаний Содружество, с потенциалом перевалки до 18 миллионов тонн, который специализируется в первую очередь на масличных, шроте, бобовых культурах и растительных маслах. Планы расширения - В июне в порту Усть-Луга в Ленинградской области начал работу другой перспективный терминал, Lugaport. К началу 2025 года его мощность достигнет 7 миллионов тонн, обещает его владелец, компания Новапорт. - В порту Приморский частная компания Приморский УПК планирует ввести в эксплуатацию зерновой терминал мощностью до 5 миллионов тонн. - Железнодорожный оператор Технотранс планировал к 2023 году построить морской зерновой терминал мощностью 3,5 миллиона тонн на экспорт. Сегодняшние планы компании неизвестны. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК Дальневосточный бассейн - самый небольшой по объемам перевалки и почти не имеющий планов расширения в активной стадии. В сезоне 2023/2024 через четыре порта на Дальнем Востоке было экспортировано 869.000 тонн (1,4% от общего объема морского экспорта), что означает рост на 43,3%. Пока все терминалы, входящие ТОП-10 по объемам перевалки (более 1 миллиона тонн в прошлом сезоне) находятся на юге России: Терминал Владелец Порт Проектная Перевалка в сезоне Перевалка в сезоне мощность, тыс 2022/2023, тыс т 2023/2024, тыс т т Зерновой терминал КСК Дело Новороссийск 9000 7646,2 8841,8 НКХП ОЗК и Деметра Новороссийск 7100 6089,4 8352,4 Новороссийский зерновой терминал Деметра Новороссийск 6500 6183,7 7352,3 Зерновой Терминальный комплекс Тамань Деметра Тамань 5500 4417,5 5615,2 Порт Ростов-на-Дону (все терминалы) несколько владельцев Ростов-на-Дону н/д 5024,6 5031,4 Кавказ Логистик Астон Кавказ 5400 5297,7 5323,7 УльтраМарин М частный Кавказ н/д 2228,1 2840,8 Туапсинский зерновой терминал UCL Holding Туапсе 2000 1788,0 2672,5 Порт Азов (все терминалы) несколько владельцев Азов н/д 2670,7 2159,6 Линтер частный Кавказ н/д 918,3 1544,1 (Глеб Брянский, Ольга Попова. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку