К концу 2024 года цены на кофе в России могут вырасти на 20–30% из-за снижения объемов урожая в Бразилии и Вьетнаме, сообщили «Коммерсанту» участники рынка.
По словам основателя One Price Coffee Сергея Румянцева, за последние два-три месяца закупочные цены уже поднялись на 30–35% в зависимости от сорта зерна. В Coffee Like отметили подорожание на 10% за последние месяцы и на 35% за последний год.
«Оптовая стоимость кофе недавно обновила максимум за долгий период», — подтвердил основатель сети «Правда кофе» Филипп Лейтис.
Согласно данным Investing, стоимость заключенного 16 сентября 2024 года фьючерса с поставками зерен в декабре этого же года достигла максимума с сентября 2011-го, поднявшись до $2,7 за фунт (0,45 кг).
За год биржевые цены на основные виды кофе удвоились, а в случае с арабикой они выросли до максимума за последние 13 лет, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов. По его словам, кофе во Вьетнаме (основной производитель робусты) пострадал от тайфуна и нехватки осадков, а в Бразилии (ключевой игрок на рынке арабики) — от засухи.
Вьетнамская ассоциация кофе и какао Vicofa прогнозирует, что из-за неблагоприятных погодных условий экспорт кофе из страны может упасть на 20% в сельскохозяйственном сезоне 2023–2024 годов, до 1,336 млн тонн. В свою очередь, Бразилия понизила ожидания по производству кофе по итогам 2023–2024 сельскохозяйственного года более чем на 7%, до 54,8 млн мешков, следует из данных национального сельскохозяйственного агентства Conab.
В 2024 году рынок кофе стал свидетелем беспрецедентного явления — цены на робусту временами превышали стоимость арабики, говорит Румянцев. При этом арабика обычно вдвое дороже робусты, и продавцы кофе пытались смешивать зерна робусты и арабики, чтобы сохранять конечную стоимость продукта на оптимальном уровне, отмечает исполнительный директор франчайзинговой сети Coffee Like Дмитрий Плетнев.
Сырье дорожает существенно быстрее, чем готовый продукт для потребителей, констатирует представитель производственной компании «Май» Николай Маркин. По его словам, делается все для того, чтобы этот рост не привел к ценовому шоку.
Еще не все производители перестроились под новую реальность: кто-то еще распродает остатки от прежних дешевых контрактов по низким ценам, а кто-то, понимая, что цены закупки в ближайшее время сильно вырастут, уже закладывает это в отпускные цены, заключил Лейтис.