ЛОНДОН, 1 окт (Рейтер) - Крупные энергетические компании, которые торгуют нефтяными грузами, составляющими основу эталонного сорта Brent, используют малоизвестное правило, чтобы перенаправить следующие в Европу американские поставки. Такая практика ставит под сомнение успешность изменений в механизме определения цены на сырую нефть.
Brent используется для расчета цены более чем 60% продаваемой в мире нефти и служит основой для нефтяных фьючерсов.
По мнению аналитиков, добавление американской нефти к мировому эталону в 2023 году должно было ограничить возможность для манипуляций, которые искажают цены Brent. Однако на фоне изменения маршрутов выросли опасения о том, насколько эффективно эталон отражает спрос и предложение.
В 2023 году Platts, подразделение S&P Global Commodity Insights, разрешило включать в расчет Brent цену на поставляемую в Европу американскую смесь WTI Midland - так называемый «североморский датированный». Это должно было повысить ликвидность в условиях сокращения поставок.
Но в последние месяцы некоторые грузы WTI, которые продавались для поставок в Европу через систему Platts, известную как «окно», так и не поступили, сказали по крайней мере пять торговых источников, говорившие на условиях анонимности. О такой переадресации поставок ранее не сообщалось.
Торговые компании использовали так называемый bookout - положение в правилах Platts, - чтобы изменить пункт назначения с Европы на Азию или оставить нефть в Соединенных Штатах.
По словам трейдеров и отраслевых аналитиков, хотя продажа и последующее перенаправление грузов разрешены правилами Platts, такие операции могут сказаться на ценах, в том числе на стоимости датированной нефти Brent, так как создают впечатление, что спрос в Европе выше, чем есть на самом деле.
Однако Рейтер не удалось установить какую-либо убедительную связь между активностью трейдеров и ценами в указанный период.
Представитель Platts сказал, что компания не получала жалоб на подобную практику. По его словам, очень малое количество грузов изменило условия поставки с CIF (включающие стоимость фрахта и страхования) на FOB (франко-борт), которые позволяет отправить груз в любой порт.
Как сказали источники, среди трейдеров, которые использовали bookout для изменения порта назначения грузов WTI, продаваемых как североморский датированный, замечены Trafigura, Gunvor и Vitol.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Флоренс Тан в Сингапуре и Алекс Лоулер в Лондоне при участии Роберта Харви, Шарлотты Ван Кампенхаут, Криса Прентиса и Дмитрия Жданникова)