МОСКВА, 14 окт (Рейтер) - Недельное снижение биржевой стоимости дизтоплива несколько уменьшило для российских нефтепереработчиков вероятность потери в октябре демпферной субсидии, выплачиваемой государством в рамках действующего на внутреннем рынке РФ механизма стабилизации оптовых цен, показали расчеты Рейтер.
Средняя цена на дизтопливо, рассчитанная по биржевым индексам для летнего, межсезонного и зимнего продукта, за период с 1 по 14 октября равняется 66.034 рублям за тонну, что на 566 рублей или на 0,85% ниже порогового значения, за которым следует обнуление демпфера.
Согласно Налоговому кодексу, демпферная надбавка в 2024 году полностью обнуляется, если среднее арифметическое за календарный месяц значение ежедневных территориальных биржевых индексов первичного рынка для Европейской части России DTL (дизтопливо летнее), DTM (межсезонное) и DTZ (зимнее) Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) превысит 66.600 рублей за тонну.
За первую неделю октября среднее значение индексов летнего, межсезонного и зимнего дизтоплива равнялось 66.510 рублям за тонну.
По мнению отраслевых источников, производители продолжат наращивать предложение дизтоплива, чтобы удержать цены и не остаться без топливной субсидии за октябрь.
«Вероятность потери (демпфера) стала меньше, но ситуация требует внимания. С дизелем проще, чем с бензином - есть ресурс, чтобы влить в рынок и сбить цену. Больше появляется базисов по зимнему (дизтопливу) и объемы будут увеличиваться», - уверен отраслевой специалист.
Вместе с тем участники рынка не исключают возможность подорожания дизтоплива и повышения среднего значения по трем индексам.
«Погода влияет на настроения покупателей. Резко похолодает - начнется ажиотаж, и цены на зимнее дизтопливо пойдут вверх», - сказал трейдер на бирже.
По его мнению, фактором нового подорожания дизельного топлива может стать рост экспортной альтернативы для него на фоне продолжающегося устойчивого повышения мировых котировок при одновременном ослаблении рубля к доллару США.
В сентябре 2023 года нефтепереработчики потеряли демпферную субсидию за поставки топлива на внутренний рынок, поскольку средние оптовые цены на автобензин Аи-92 и дизтопливо летнее превысили предельный уровень, установленный в Налоговом кодексе.
Согласно расчетам Рейтер, демпфер для бензина в РФ за сентябрь этого года составил 15.652,16 рублей за тонну, для дизтоплива - 12.292,15 рублей за тонну.
Исходя из ориентировочного объема поставок автобензина и дизтоплива на внутренний рынок РФ в сентябре на уровне 3,1 миллиона тонн и 4,6 миллиона тонн соответственно, сумма налоговой компенсации нефтепереработчикам по итогам прошедшего месяца составит около 105 миллиардов рублей.
Государство использует демпфирующую надбавку к акцизу на нефтяное сырье, чтобы компенсировать нефтяникам разницу цен с экспортным паритетом и не допустить роста внутренних котировок топлива. Однако при низких мировых ценах демпфер начинает работать в обратную сторону - выплаты получает казна.