МОСКВА, 18 окт (Рейтер) - Доходы федерального бюджета РФ от нефти и газа, дающие около трети поступлений в государственную казну, в октябре 2024 года вырастут на 0,4 триллиона рублей (+0,52%) и составят 1,17 триллиона рублей против 0,77 триллиона рублей в сентябре текущего года, показал расчет Рейтер. Увеличение сборов в октябре относительно сентября произойдет за счет квартальной уплаты налога на дополнительный доход (НДД), сумма которого, как ожидается, составит 0,435 триллиона рублей. Общая сумма нефтегазовых сборов в октябре окажется ниже поступлений в октябре прошлого года на 0,462 триллиона рублей (-28%), показал расчёт. Снижение связано главным образом с невыплатой бюджетом в октябре 2023 года демпферной субсидии нефтяникам в сумме 290 миллиардов рублей, увеличившей доходы государства, а также с уменьшением суммы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и НДД из-за ослабления курса рубля и международных котировок нефти. Ожидаемая сумма поступлений по НДД в октябре предположительно будет ниже на 158 миллиардов рублей (27%), чем в октябре 2023-го, и на 62 миллиарда рублей (-12%) - суммы, уплаченной по налогу в июле 2024 за второй квартал. Всего за 10 месяцев, с учетом прогнозируемых октябрьских сборов, нефтегазовые доходы бюджета составят 9,5 триллиона рублей, превысив показатели за январь-октябрь 2023 года на 2,3 триллиона рублей (+32%). Фактические данные о нефтегазовых доходах бюджета за октябрь Минфин опубликует 5 ноября 2024 года. Без учета НДД сумма остальных нефтегазовых налогов в октябре, как ожидается, будет ниже соответствующих сборов за сентябрь ориентировочно на 34 миллиарда рублей (-4,4%). Указанное снижение объясняется уменьшением сборов НДПИ для нефти ориентировочно на 91 миллиард рублей (-11%) в октябре к сентябрю, однако недобор по НДПИ бюджет частично компенсирован сокращением выплат субсидий нефтепереработчикам в октябре по акцизу на нефтяное сырье и демпферу - в сумме приблизительно на 65 миллиардов рублей. При формировании российского бюджета на 2024 год нефтегазовые доходы прогнозировались в размере 11,504 триллиона рублей (в среднем около 959 миллиардов в месяц) или 32,8% от общих ожидаемых поступлений в бюджет в размере 35,065 триллиона рублей. Сумма сборов нефтяного НДПИ за 2024 год прогнозировалась в размере 9,733 триллиона рублей, НДД - 2,193 триллиона рублей. Суммы по нефтегазовым налогам в составе единого налогового платежа (ЕНП) должны быть уплачены не позднее 28 октября. Ниже приводятся сведения о фактических нефтегазовых доходах федерального бюджета РФ за период январь-сентябрь 2024 года (по данным Минфина), а также предварительная оценка Рейтер налоговых поступлений в октябре 2024 года (в миллиардах рублей): - Период 2024 Изменение к предыдущему периоду Показатели янв фев мар апр май июн июл авг сен Сумма ± окт/сен ± ± окт ± окт ± янв-окт ОКТ янв-окт 24 окт/сен 24/23 24/23, янв-окт 24/23, 24г 24, % % 24/23 % Нефтегазовые доходы, всего 675,2 945,6 1.307,5 1.229,0 793,7 746,6 1.079,3 778,6 771,9 9.499,6 400,3 51,9% -462,4 -28,3% 2.289,4 31,8% 1.172,2 Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 878,4 1.213,7 995,0 1.077,6 1.117,2 1.024,3 944,0 1.044,5 1.017,1 10.225,8 -103,1 -10,1% -193,7 -17,5% 2.905,1 39,7% 914,0 Нефть 715,7 1.022,3 803,1 880,3 937,0 855,1 800,2 882,3 848,3 8.501,3 -91,3 -10,8% -195,2 -20,5% 2.511,3 41,9% 757,0 Газ 113,7 135,2 136,8 136,4 116,5 108,7 94,0 112,0 115,8 1.179,1 -5,8 -5,0% 5,2 5,0% 199,9 20,4% 110,0 Газовый конденсат 49,0 56,2 55,1 60,9 63,6 60,6 49,8 50,2 53,0 545,4 -6,0 -11,3% -3,7 -7,3% 193,8 55,1% 47,0 Экспортная пошлина 68,5 8,6 36,5 34,8 43,6 47,2 -69,0 50,7 59,2 341,1 1,8 3,0% -40,8 -40,1% -400,9 -54,0% 61,0 Нефть 6,2 -5,7 -1,7 -2,1 0,0 -0,1 0,0 0,0 0,0 -3,4 0,0 - -40,0 -100% -224,8 -101,5% 0,0 Газ 60,2 16,1 41,6 39,7 44,6 47,4 -68,9 50,6 58,9 351,2 2,1 3,6% 14,8 32,0% -72,7 -17,2% 61,0 Нефтепродукты 2,1 -1,7 -3,3 -2,9 -1,0 -0,1 -0,1 0,1 0,4 -6,5 -0,4 -100% -15,6 -100% -103,4 -106,7% 0,0 Налог на дополнительный доход (НДД) -0,1 -0,4 587,5 452,5 2,4 0,3 496,7 15,0 0,5 1.989,4 434,5 - -157,9 -26,6% 692,3 53,4% 435,0 Акциз на нефтяное сырье** (без Кдемп и Кинв) -111,0 -133,0 -131,8 -133,0 -147,9 -150,6 -134,5 -150,1 -141,9 -1.353,8 21,9 -15,4% 27,1 -18,4% -456,3 50,8% -120,0 Кдемп *** -146,6 -127,9 -164,4 -187,2 -201,7 -158,1 -142,5 -163,3 -145,7 -1.540,4 42,7 -29,3% -103,0 - -402,8 35,4% -103,0 Кинв **** -14,1 -17,0 -17,1 -17,6 -21,7 -18,3 -17,1 -20,1 -19,2 -178,7 2,7 -14,1% 4,2 -20,3% -64,1 55,9% -16,5 Кврк 0,0 1,6 1,9 1,9 1,8 1,8 1,7 1,8 1,8 16,0 -0,1 -3,2% 1,7 - 16,0 - 1,7 * - оценка Рейтер ** - Акциз на нефтяное сырьё - госсубсидия (обратный акциз), предназначенная для восполнения нефтепереработчикам таможенной субсидии, исчезнувшей в рамках налогового маневра; *** - Кдемп - госсубсидии российским нефтепереработчикам в рамках действующего на внутреннем рынке РФ демпфирующего механизма стабилизации оптовых цен (компенсация из бюджета нефтепереработчикам РФ отклонения цены экспортной альтернативы для автобензина и дизтоплива от условной цены внутреннего рынка, установленной в Налоговом кодексе. Указанные суммы рассчитаны за поставки топлива в предшествующем месяце); **** - Кинв - инвестиционная надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырьё, предназначенная для частичной компенсации затрат на модернизацию мощностей по переработке и добыче нефти.