Украинским энергетикам приходится повторять трудовой подвиг своих дедов, которые во время Великой Отечественной войны эвакуировали промышленные предприятия, спасая их от наступающих оккупантов.
Лишившись из-за российской агрессии около 70% электрогенерации, Украина готовится к самой тяжелой с начала войны зиме. Практические все теплоэлектростанции были в первом полугодии повреждены или разрушены. Быстро достать оборудование в бывших странах советского блока не удалось. Поэтому в ДТЭК, крупнейшей частной энергетической компании Украины, стали разбирать подстанции, трансформаторы и даже целые ТЭС в прифронтовых районах, чтобы использовать оборудование для восстановления энергетических объектов в других регионах, рассказывает The Wall Street Journal.
ТЭС в Курахово, промышленном городе Донецкой области, пытались ремонтировать до того, как российская армия уничтожила авиаударами мост, по которому к станции подвозили уголь. После этого директор станции Анатолий Боричевский собрал около тысячи сотрудников, многие из которых проработали на ТЭС всю жизнь, и сообщил, что она будет разобрана на запчасти. Это было тем более необходимо, что оккупанты стояли уже в 6 км от города.
Оборудование весом в сотни тонн пришлось перевозить автомобильным транспортом, поскольку единственная ведущая к станции железнодорожная ветка была разрушена. Под тяжестью трансформаторов ломались использовавшиеся для их перемещения гидравлические толкатели. Некоторые части оборудования было невозможно поднять одним краном, поэтому использовали сразу два, но порой их тросы, по словам Боричевского, «рвались, как нитки». У грузовиков лопались шины и ломалась подвеска. Перед транспортировкой оборудования пришлось укреплять мосты.
Разборка собственных станций — главный источник оборудования, признал в разговоре с WSJ гендиректор ДТЭК Максим Тимченко.
«Выбора у нас нет», — добавил он. Попытки руководства компании договориться о поставках аппаратуры с выведенных из эксплуатации станций в Европе, прежде всего в бывших странах социалистического лагеря, существенного результата не дали. Даже тем, кто готов был поделиться, пришлось месяцами разбираться с бюрократами в собственных министерствах либо — в некоторых случаях — договариваться с частными акционерами.
В конце лета, по словам Тимченко, американские чиновники начали спрашивать, как они могут помочь Украине подготовиться к зиме. Он ответил: «Нам не нужна финансовая помощь. Нам даже не нужно оборудование. Что нам нужно, так это противовоздушная оборона».
До войны энергомощности Украины составляли 37,6 ГВт, а летом этого года — всего 12,1 ГВт, зимой же может понадобиться около 18 ГВт, оценивало Международное энергетическое агентства. В результате подача электричества для промышленности и домохозяйств может ограничиваться зимой на 8-14 часов в сутки, предупреждает эксперт по энергетическому рынку Геннадий Рябцев, главный специалист Национального института стратегических исследований Украины.