Победа Дональда Трампа на выборах в США сформировала ожидания, что новая администрация активно займется урегулированием российско-украинского конфликта. Хотя его обещание закончить войну «за 24 часа» обычно воспринимается как невыгодное для Украины, основное давление Трамп, наоборот, может оказать на Москву, считают эксперты. В любом случае, забрезжила перспектива окончания военных действий и начались обсуждения того, каким может быть выход из противостояния.
Ближайшие четыре-пять месяцев станут решающими, сказал Reuters высокопоставленный украинский чиновник, давая понять, как возвращение Трампа в Белый дом заставляет руководителей украинского государства задумываться о возможном переходе военного конфликта в завершающую фазу. Предстоящая зима станет «критическим моментом», считает чиновник:
Надеюсь, война идет к концу. Сейчас мы будем определять позиции обеих сторон на переговорах, стартовые позиции.
И в Киеве, и в Вашингтоне ждут, кого Трамп выберет на руководящие посты в сфере безопасности и обороны, чтобы понять, как он будет формировать политику на украинском направлении. Избранный президент уже исключил назначение в свою администрацию бывшего госсекретаря Майка Помпео, которого в Киеве считают настроенным проукраински. Помпео считался потенциальным кандидатом на пост министра обороны.
У республиканцев, которые также получили большинство в Сенате и близки к тому, чтобы оставить за собой Палату представителей (они получили 214 мест из необходимых 218, демократы – 203, подсчет голосов продолжается), нет общего мнения по украинскому вопросу. Некоторые консерваторы утверждают, что Трамп, стремясь закончить войну, может пойти дальше в оказании помощи Украине, сняв ограничения на использование дальнобойных ракет; другие обращают внимание на его скептические высказывания во время предвыборной кампании, отмечает Fox News. Источники телеканала в республиканской партии, НАТО и Украине говорят о неопределенности и двусмысленности позиции Трампа по вопросу войны в Украине.
Приглашение Украины в НАТО после победы Трампа кажется «менее вероятным» и есть риск того, что он сократит военную помощь, признал украинский чиновник – источник Reuters. «Настроение в Украине довольно мрачное, в недавних высказываниях Зеленского можно видеть растущее разочарование», – подтвердил работающий в Киеве высокопоставленный дипломат.
Нужно посмотреть на три фактора: какова была политика Трампа во время первого президентства, что он говорил публично в последнее время, и что известно о его общем подходе к подобным серьезным проблемам, сказал Fox News старший советник Фонда защиты демократий Ричард Голдберг, который уже работал при Трампе в Совете национальной безопасности Белого дома:
В свой первый срок Трамп не был умиротворителем России. Сейчас он сказал, что хочет прекращения войны, но это не то же самое, что сказать, будто в результате ее окончания Украина останется уязвимой, а осмелевший Путин будет готов вторгнуться в другую страну.
Что касается третьего фактора, то Трамп намеренно уклоняется от ответа на вопрос, каким может быть окончание конфликта, указывает Голдберг: «Путин знает, что у Трампа есть много рычагов, с помощью которых он может как поддержать Украину, так и надавить на Москву. Лучший ход Трампа – держать карты при себе и заставить Путина нервничать перед любыми переговорами».
«Я не сомневаюсь, что президент Трамп восстановит американскую мощь и стабильность на мировой арене, как он это сделал в свой первый срок, – заявил председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Майкл Маккол. – Он отменил эмбарго президента Обамы на поставки оружия на Украину, ввел жесткие санкции против России, включая «Северный поток – 2», усилил военное присутствие США в Европе и подтолкнул наших союзников по НАТО к увеличению инвестиций в собственную оборону. Я верю, что под руководством президента Трампа террору путинского режима будет положен конец».
Большинство американских экспертов по безопасности, в том числе из команды Джо Байдена, тоже, как и Трамп, не ответили бы напрямую на вопрос «хотите ли вы, чтобы Украина победила в этой войне», пишет Ричард Хасс, почетный президент Совета по международным отношениям. Возвращение всех оккупированных территорий, включая Крым, – желательный, но уже практически нереальный исход конфликта, отмечает он в статье «Лучшее в Украине стало врагом хорошего» в журнале Foreign Affairs.
Хасс – бывший высокопоставленный американский дипломат, вместе с несколькими экспертами по безопасности и внешней политике он в апреле 2023 г. в рамках неофициальных контактов встречался с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Речь шла о самых сложных вопросах, таких как судьба оккупированных Россией территорий, и условия, которые обе стороны сочли бы приемлемыми для начала обсуждения мирных инициатив.
Вашингтон должен смириться с мрачной реальностью войны, считает Хасс. Это не значит, что нужно заставлять именно Украину идти на уступки, но, «не предлагая реалистичного определения победы, Запад также снижает давление на Россию… [которая] остается свободной в достижении своих максималистских целей», отмечает дипломат:
Он должен по-прежнему определять победу как сохранение Киевом суверенитета и независимости, свободы вступать в любые альянсы и ассоциации. Но он должен отказаться от идеи, что для победы Киев должен освободить все свои земли. Поэтому, продолжая вооружать Украину, США и их союзники должны сделать неудобный шаг – подтолкнуть Киев к переговорам с Кремлем и изложить четкое представление о том, как ему к ним подходить.
Хасс согласен, что, договорившись о прекращении огня, Путин может начать готовиться к новой войне. «Но надежные долгосрочные обязательства Запада по оказанию военной помощи Украине, а также снижение ограничений на использование ею дальнобойных вооружений повысят для России издержки от войны и подорвут надежды Путина на то, что он сможет продержаться дольше Запада», – считает он.