МОСКВА, 14 ноя (Рейтер) - Минэкономразвития России намерено из-за санкций изменить расчёт экспортной пошлины на смесь пропан-бутана техническую (СПБТ) с 2025 года, но участники рынка говорят, что новая методика более уязвима к ценовым колебаниям из-за низкой ликвидности.
Минэк предлагает заменить географический базис, используемый для расчета пошлины, с нынешнего DAP Брест на FOB Черное море, поскольку со следующего года вступает в силу эмбарго Евросоюза на поставки российского сжиженного газа.
«...Изменение базиса необходимо в целях нивелирования рисков прекращения с января 2025 года отражения индикатором DAP Брест реальных направлений экспорта российских сжиженных углеводородных газов (СУГ) в связи со вступлением в силу в указанный период запрета на ввоз российских СУГ в страны Евросоюза».
Трейдеры полагают, что СУГ, ранее поступавший по железной дороге в Польшу, страны Балтии и Восточной Европы, после введения санкций может быть перенаправлен как на экспорт, так и на внутренний рынок РФ, где большую часть года уровень цен был более привлекательным, чем при экспорте.
В частности, дополнительные объемы СУГ могут быть направлены в Турцию и страны Ближнего Востока через терминал в Усть-Луге, который сейчас загружен всего на 20-25% от мощности в 2,4 миллиона тонн в год, а также в Китай через терминал в Маньчжурии, работающий на 20% от мощности в 1,0 миллион тонн в год. Кроме того, трейдеры имеют возможность направить ресурс в страны Центральной Азии и Афганистан, говорят источники в отрасли.
Замена базиса для расчета пошлины на FOB Черное море при текущем соотношении котировок СПБТ приведет к снижению пошлины, хотя в предыдущие годы спред между котировками СПБТ FOB Черное море/DAP Брест был в пользу черноморского базиса, особенно в зимние месяцы, по расчётам Рейтер.
Объемы СУГ, поставляемые через южные порты РФ, кратно меньше, чем в Польшу, поэтому использование базиса FOB Черное море вместо DAP Брест уменьшит ликвидность рынка, охватываемого пошлиной.
По оценке источников в отрасли, в этом году, как и в предыдущие несколько лет, доля экспортных объемов СУГ, реализуемых в привязке к котировке DAP Брест, составляет около 1,23 миллиона тонн или 50% всего экспорта за январь-сентябрь 2024 года, составившего 2,47 миллиона тонн.
При этом на долю поставок через южные порты РФ в этом году приходится всего около 7%, а в 2022 и 2023 году еще меньше - около 5-6%.
Россия экспортирует СУГ на юге в основном через порт Темрюк на Азовском море. Другой терминал - в черноморской Тамани - не принимает продукт с июля прошлого года из-за угрозы атак на инфраструктуру.
«По сути, сейчас для котировки FOB Черное море есть только терминал Мактрен-Нафта в Темрюке, откуда идет перевалка СУГ на экспорт, так как ОТЭКО в Тамани не работает», - сообщил один из трейдеров.
Топливная инфраструктура РФ на юге, а также Крымский мост через Керченский пролив, соединяющий Азовское и Черное моря, неоднократно подвергались атакам.
«Если будет приостановлен проход газовозов через Керченский пролив, как это было в январе-апреле 2023 года, то для котировки FOB Черное море не останется базы для мониторинга сделок», - отметил источник в отрасли.
СНИЖЕНИЕ С ПРИЦЕЛОМ НА РОСТ
Среднее значение черноморской котировки в 2024 году уступает стоимости СПБТ на белорусско-польской границе - $485 за тонну (FOB Черное море) против $494 за тонну (DAP Брест), согласно мониторингу Рейтер.
«В Средиземноморье сейчас есть крупные продавцы СУГ из Алжира, США и других стран, которые могут предложить потребителям в этом регионе привлекательные цены, поэтому поставщикам из РФ приходится идти на уступки, чтобы привлечь покупателей из Турции и Балканского региона», - поделился мнением один из трейдеров.
Он добавил, что в то же время в Польше сейчас отмечается нехватка продукта, поступающего из РФ и Казахстана сухопутным маршрутом, а заместить их в полной мере объемами через порты Польши не удается, в связи с чем котировка на Бресте довольна высокая.
Согласно расчетам Рейтер, при текущих котировках экспортная пошлина на СПБТ для базиса FOB Черное море в ноябре составила бы всего $6,9 за тонну против действующей ставки $49,7 за тонну на основе базиса DAP Брест, а в декабре - соответственно $22,8 за тонну против $62 за тонну.
«Если данная тенденция поведения котировок сохранится, то черноморская котировка будет ниже, и соответственно пошлина на СПБТ будет низкой или вообще нулевой», - спрогнозировал ситуацию один из участников рынка.
Ранее соотношение котировок на базисах FOB Черное море и DAP Брест было обратным: в 2023 году - соответственно $485 за тонну (FOB Черное море) против $456 за тонну (DAP Брест), в 2022 году - $687 за тонну против $639 за тонну.
Трейдеры не исключают возврата котировок к прежней пропорции, особенно в зимние месяцы, что приведёт к повышению экспортной пошлины.
Ниже на графике представлена динамика спредов между котировками СПБТ FOB Черное море/DAP Брест за 2022-2024 годы: