В России зафиксировано двукратное увеличение числа жалоб на блокировку банковских счетов, связанных с попаданием граждан в реестр подозрительных операций Центробанка. Об этом сообщают «Известия», ссылаясь на данные пресс-службы регулятора.
С начала года до октября Центробанк получил почти 5,7 тысячи запросов от граждан с просьбой исключить их из этого реестра. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года таких обращений было всего 2,9 тысячи. Внесение в базу Центробанка влечет за собой блокировку счетов, банковских карт и личных кабинетов во всех кредитных организациях.
С конца июля в силу вступили поправки, обязывающие банки приостанавливать переводы физических лиц на два дня, если есть подозрения, что к этим операциям причастны третьи лица. В таких случаях данные о счетах, на которые должны были поступить средства, и их владельцах передаются в специальную базу Центробанка. Руководитель управления противодействия мошенничеству компании «Свой Банк» Сергей Игошин пояснил, что большинство обращений о вычеркивании из реестра получают отказ. «Как показывает практика, 95% таких обращений получают отрицательный ответ. А законопослушный гражданин в эту базу не попадет», — отметил он.
Попадание в базу Центробанка имеет серьезные последствия: гражданин теряет возможность пользоваться картами, снимать наличные или переводить деньги; исключение из базы возможно только после обращения через специальную приемную на сайте ЦБ, где заявление рассматривается в течение 15 дней; в случае отказа регулятора гражданину остается лишь обращаться в суд.
В октябре Центробанк ужесточил требования к кредитным организациям, обязав крупные банки вносить данные о мошенниках из реестра ЦБ в свои системы противодействия подозрительным операциям в течение двух часов (с 1 января — в течение одного часа). Для остальных кредитных организаций этот срок установлен на уровне трех часов.