Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

КамАЗ стал убыточным после наплыва китайских грузовиков

Донат Сорокин / ТАСС

Крупнейший российский производитель грузовиков — КамАЗ — сообщил о чистом убытке в 12,46 млрд рублей по итогам первого квартала 2025 года. Для сравнения: в прошлом году за январь — март компания получила 1,4 млрд рублей прибыли. Убыток от продаж в первом квартале 2025 года составил 5,6 млрд рублей против 1,2 млрд прибыли годом ранее. В пресс-службе КамАЗа объяснили отрицательный финансовый результат «высокими процентными ставками банков и падением рынка грузовиков более чем на 50%».

В 2024 году чистый убыток компании по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) превысил 3,3 млрд рублей, тогда как в 2023-м она получила прибыль в размере 11,9 млрд рублей. За год продажи грузовиков КамАЗ сократились на 13% — с 40 742 до 35 351 штук, говорится в отчете эмитента. Однако это общий показатель по всем моделям. Если же говорить о грузовиках полной массой более 16 тонн (HCV), то их продажи рухнули на треть. По подсчетам «Автостата», за год компания смогла реализовать только 17 254 таких автомобиля и впервые уступила общее лидерство китайскому производителю — в топ вышел бренд Sitrak, продавший 19 409 тягачей. Следующие три места также заняли «китайцы»: Shacman (15 729 штук), FAW (11 605) и Dongfeng (8 260).

КамАЗ сообщил, что по итогам 2024 года доля компании на российском рынке грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн составила всего 18% (около 20 тыс. из 111 тысяч). Немного выше показатель по грузовикам массой 8-14 тонн — 24% (4,2 тыс. из 18 тыс.).

КамАЗу становится все сложнее конкурировать с китайскими автоконцернами, которые предлагают более легкие в управлении копии привычных европейских моделей по низким ценам. Грузовики из Поднебесной наводнили Россию после ухода западных брендов и концентрации КамАЗа на выполнении оборонзаказа для обеспечения нужд войны с Украиной. А уже к 2025 году они захватили более 2/3 отечественного рынка. На этом фоне Росстандарт отозвал сертификат у одной из самых популярных в России китайских моделей — крупнотоннажного самосвала Shacman типа SX3258 — под предлогом несоответствия обязательным требованиям.

В конце марта на затоваривание китайскими брендами обратил внимание гендиректор КамАЗа Сергей Когогин: по его данным, к началу 2025 года на складах скопилось порядка 40 тыс. таких грузовиков. «Если ориентироваться на текущий прогноз — то есть на продажи 60-65 тыс. автомобилей в этом году, — то можно вообще ничего не производить, все эти машины уже есть. Впервые дилеры продают со своих складов больше техники, чем покупают у нас», — посетовал Когогин.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку