Каждый регион России получил от администрации президента задание готовить от 30 до 60 участников войны в год для трудоустройства на государственную службу, рассказали РБК осведомленные источники. Таким образом, суммарно субъекты РФ должны будут ежегодно обучать на госслужащих от 2,5 тыс. до 5 тыс. бывших военных. Обучение должно проходить в рамках региональных версий программы «Время героев», которую ранее на федеральном уровне запустил Кремль.
По словам собеседников РБК, внутриполитическому блоку администрации президента нужны те, кто в последующем будет общаться с участниками войны. «Если у вернувшихся с фронта людей возникнут вопросы к власти, а отвечать им начнет обычный чиновник, то они могут сказать ему — кто ты такой? Ты не воевал — поэтому нужны люди, которые будут вызывать у них уважение и смогут с ними говорить на равных», — пояснил один из собеседников издания. В июне 2024 года президент РФ Владимир Путин заявлял, что на войне в Украине находятся почти 700 тыс. российских военнослужащих.
Программа «Время героев», аналоги которой должны создать регионы, появилась после того, как Путин в послании федеральному собранию в феврале 2024 года заявил, что участники войны в Украине должны войти в элиту страны и занять должности как в органах власти, так и в крупных корпорациях. В мае того же года на первый поток программы были отобраны 83 человека. В декабре Путин на съезде «Единой России» заявил, что проект надо расширять и открывать аналогичные программы в регионах. Ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров, который курирует «Время героев», выразил готовность помочь регионам в этом вопросе. Однако во многих субъектах ранее заявленные программы еще не начали работать.
При этом должности в государственных структурах получили только 18 выпускников федерального программы. Наиболее высокий пост занял экс-командир батальона «Спарта» «ДНР» Артем Жога, который стал полпредом президента в Уральском федеральном округе. По словам источников РБК, находить участников войны, подходящих для госслужбы, не так просто. Одна из причин — они сами не особенно заинтересованы в этой работе. Кроме того, часто у них оказывается недостаточно опыта и мотивации для того, чтобы заниматься госуправлением. Также есть ограничения и по числу потенциальных обучающихся — в основном организаторы программ могут рассчитывать только на тех, у кого истек контракт или кто убыл с фронта по ранению.
За счет встраивания во власть участников войны Кремль рассчитывает сделать управляемым и предсказуемым их сообщество, считает политолог Алексей Макаркин. По его мнению, власти готовы будут идти навстречу инициативам участников боевых действий, а порой им может понадобиться, чтобы какая-то инициатива шла от них. «Поэтому и нужны коммуникаторы, которые будут с ними работать и направлять в конструктивное русло. Тогда такие сообщества ветеранов станут партнерами власти», — заключил Макаркин.